Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.2010 по делу N А55-17047/2008 Решение налогового органа о начислении земельного налога и пени признано недействительным, поскольку налогоплательщик при исчислении налога правомерно руководствовался информацией о кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в нормативном акте органа местного самоуправления, информация о кадастровой стоимости спорного земельного участка получена в установленном законом порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2010 г. по делу N А55-17047/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2009

по делу N А55-17047/2008

по заявлению муниципального предприятия “Тольяттинское троллейбусное управление“, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти, о признании недействительным решения от 20.08.2008 N 03-04/394/2784, при участии третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской
области, г. Самара,

установил:

муниципальное предприятие “Тольяттинское троллейбусное управление“ (далее - МП “ТТУ“) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области, налоговый орган) от 20.08.2008 N 03-04/394/2784 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2009 по делу N А55-17047/2008 заявленные требования были удовлетворены полностью.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, МП “ТТУ“ в налоговый орган представлен расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 г., по данным которого сумма налога к уплате составила 221 014 руб.

Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области проведена камеральная налоговая проверка представленного МП “ТТУ“ расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 г. По результатам проведенной проверки Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области вынесено оспариваемое решение от 20.08.2008 N 03-04/394/2784 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. При проведении данной налоговой проверки налоговый орган истребовал данные о кадастровой стоимости земельных участков МП “ТТУ“ у Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Самарской области. Согласно представленным Федеральным государственным учреждением “Земельная кадастровая палата“ по Самарской области
сведениям налоговым органом выявлено занижение налоговой базы (кадастровой стоимости) земельных участков, в результате чего дополнительно начислен земельный налог в сумме 359 915 руб. и пени в сумме 12 979 руб. 90 коп.

МП “ТТУ“ в налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 г. заявлено 28 земельных участков с кадастровыми номерами 63:09:0301143:0507, 63:09:0101169:0502, 63:09:0101161:0512, 63:09:0101159:0517, 63:09:0101156:0517, 63:09:0101150:0551, 63:09:0305001:0509, 63:09:0304060:0501, 63:09:0302053:0549, 63:09:0204069:0507, 63:09:0204068:0507, 63:09:0204066:0502, 63:09:0301167:0896, 63:09:0301155:0512, 63:09:0202049:0551, 63:09:0202049:0512, 63:09:0206057:1279, 63:09:0102161:0506, 63:09:0102153:0519, 63:09:0101178:0510, 63:09:0302049:0501, 63:09:0102155:0077, 63:09:0101170:0564, 63:09:0306034:0511, 63:09:0304064:0509, 63:09:0204068:0518, 63:09:0104013:0505, 63:09:0102159:0502, площадь которых соответствует представленным в налоговый орган свидетельствам о праве пользования на землю.

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2008, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления
(исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ, вступившим в силу 01.01.2008) кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“ обязанность по доведению до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и установлен порядок доведения таких сведений - по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 “О государственном кадастре недвижимости“.

Однако, указанное Постановление Правительства Российской Федерации опубликовано в Российской газете 12.02.2008, следовательно, в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ, а также согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта, то есть с 01.01.2009.

Коллегия считает правомерным решение арбитражного суда первой инстанции о том, что в установленном названным постановлением порядке кадастровая стоимость земельных участков не могла быть доведена до сведения налогоплательщиков по состоянию на 01.01.2008 г., поскольку оно принято позднее.

Иное означает немедленное вступление в силу акта законодательства о налогах и сборах, придание ему обратной
силы, а также невозможность исполнения требований установленных пункта 14 статьи 396 НК РФ, что нарушает положения статьи 57 Конституции Российской Федерации и НК РФ.

Поэтому вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что МП “ТТУ“ правомерно руководствовалось при исчислении земельного налога действовавшим на 01.01.2008 г. порядком, является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Положения о земельном налоге на территории городского округа Тольятти, утвержденного постановлением Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 N 257, сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, представляются в налоговые органы мэрией городского округа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Согласно справкам о кадастровой стоимости мэрии городского округа Тольятти земли в границах земельных участков заявителя отнесены к прочим землям поселений.

Постановлением мэра городского округа Тольятти от 25.01.2007 N 201-1/п “О внесении изменений в постановление мэра городского округа Тольятти N 9390-1/п от 16.10.2006 г. “О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в границах городского округа Тольятти“ (далее - постановление мэра городского округа Тольятти от 16.10.2006 N 9390-1/п) утвержден примерный перечень видов функционального использования земельных участков на территории городского округа Тольятти, в соответствии с пунктом 14.1 которого земли, предоставленные
для оказания транспортных услуг, отнесены к прочим землям поселений. Указанное постановление опубликовано в газете “Городские ведомости“, от 27.01.2007 N 9(622).

Постановлением мэра городского округа Тольятти от 16.10.2006 N 9390-1/п устанавливается, что предоставление информации о кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Управлением земельных ресурсов мэрии городского округа Тольятти путем выдачи справки о кадастровой стоимости земельного участка при обращении физических или юридических лиц.

Таким образом, налогоплательщик при исчислении налога правомерно руководствовался информацией о кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в нормативном акте органа местного самоуправления, информация о кадастровой стоимости спорного земельного участка получена в установленном законом порядке.

Данная правовая позиция подтверждается и Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, согласно которому изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования.

В настоящее время постановление мэра городского округа Тольятти от 16.10.2006 N 9390-1/п утратило силу в связи с изданием постановления мэра городского округа Тольятти от 22.08.2008 N 2157-1/п. Однако, в спорный период (1 квартал 2008 г.) указанное постановление имело юридическую силу в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ и статьей 393 НК РФ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, когда и в каком порядке он должен платить налоги и исполнять другие предусмотренные Кодексом обязанности. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 государственная кадастровая оценка земель
проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 “Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области“ утверждена государственная кадастровая оценка земель поселений г. Тольятти.

Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области“ утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.

Указанное постановление применяется для целей налогообложения с 01.01.2009 г., поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом, в период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г. кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории Самарской области, определяется из расчета удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.

Следовательно, является законным и надлежащим образом обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что справка о кадастровой стоимости земельного участка, выданная Управлением земельных ресурсов мэрии городского округа Тольятти по состоянию на 01.01.2006 г., содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка, актуальные и по состоянию на 01.01.2008 г., поскольку в период с момента приобретения заявителем в собственность земельного участка по 31.12.2008 г. его кадастровая стоимость, а также вид разрешенного использования не изменялись.

Доводы, приведенные налоговым органом в кассационной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта
коллегия не находит, так как суд правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2009 по делу N А55-17047/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.