Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.01.2010 по делу N А72-4352/2009 В признании недействительным решения антимонопольного органа, которым заявитель был признан нарушившим ФЗ “О защите конкуренции“, отказано, поскольку предоставление заявителем государственного имущества в аренду, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства без предварительной публикации сообщения о предполагаемой передаче в аренду таких земельных участков является нарушением части 1 статьи 15 названного Закона.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2010 г. по делу N А72-4352/2009

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 января 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009

по делу N А72-4352/2009

по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием заинтересованного лица - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аношина С.А., г. Ульяновск, о признании незаконными и отмене решения и предписания от 17.04.2009 N 5273/04-2009,

установил:

Департамент
государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) по делу от 17.04.2009 N 5273/04-2009, с учетом уточнения предмета заявленного требования.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2009 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 решение отменено. В удовлетворении заявления Департамента отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2009 отменить в части выводов, изложенных в мотивировочной части решения, где указывается, что в рассматриваемом случае имело место нарушение со стороны Департамента части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; постановление апелляционной инстанции от 22.09.2009 отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объеме.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной УФАС по Ульяновской области, выявлен факт предоставления Министерством госимущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Министерство) в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства главе крестьянского (фермерского) хозяйства Аношину С.А. на основании распоряжения от 04.05.2008 N 780-р без предварительной публикации сообщения о предполагаемой передаче в аренду таких земельных участков.

Решением комиссии УФАС от 17.04.2008 г. по делу о
нарушении антимонопольного законодательства N 5273/04-2009, принятым в отношении Департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области, вышеуказанные действия по предоставлению в аренду земельных участков в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии указанных земельных участков, предполагаемых для передачи в аренду, в средствах массовой информации, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, признано нарушением части 1 статьи 15 Закона “О защите конкуренции“. На основании данного решения Департаменту госимущества и земельных отношений Ульяновской области выдано предписание от 17.04.2009 N 7 о прекращении в срок до 30.04.2009 нарушения антимонопольного законодательства путем отмены распоряжения от 04.05.2008 N 780-р о предоставлении земельных участков в аренду.

Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, Департамент обжаловал их в судебном порядке.

Рассматривая по существу заявленные требования, суд первой инстанции счел правомерным вывод антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае имело место нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.

При этом судебные инстанции исходили из следующего.

Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления таких земельных участков.

Крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аношина С.А. земельные участки предоставлены в аренду из земель сельскохозяйственного назначения. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. В силу части 2 статьи 10 данного закона передача в аренду находящихся в
государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения производится в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельного участка в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца со дня опубликования сообщения не поступили иные заявления. Если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Судебными инстанциями установлено отсутствие доказательств соблюдения требований вышеназванных норм при предоставлении в аренду спорных земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аношина С.А.

Ссылка Департамента на статью 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, предусматривающую упрощенную процедуру предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания КФХ или осуществления его деятельности, отклонена судебными инстанциями с учетом того, что названный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, в то время как Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, основываясь на принципах, закрепленных в статье 34 ЗК РФ, регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия их предоставления; положения данного закона распространяется на всех лиц, заинтересованных в получении земельных участков в аренду.

Суд кассационной инстанции находит правомерными, основанными на надлежащем толковании и правильном применении норм материального права выводы судов первой и апелляционной инстанций о том,
что в рассматриваемом случае подлежал применению порядок, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. Неисполнение со стороны Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области требований о публикации сообщения о наличии предполагаемых для сдачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обоснованно признано нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, согласно которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следует признать ошибочным, основанным на неправильном толковании правовых норм довод кассационной жалобы о том, что действия Министерства не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку заявление подано только Главой КФХ Аношиным С.А., иных заявлений не было.

Отсутствие заблаговременной публикации в СМИ сообщения о предполагаемой передаче земельных участков могло повлиять на круг потенциальных претендентов на приобретение прав на данные земельные участки.

С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в части выводов о том, что в рассматриваемом случае имело место нарушение со стороны Министерства части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Вместе с тем, сделав указанный вывод, суд первой инстанции принял решение о признании незаконными оспариваемых Департаментом решения и предписания антимонопольного органа, считая их вынесенными в отношении ненадлежащего лица. При этом суд исходил из того, что поскольку Департамент госимущества и земельных отношений
Ульяновской области внесен в ЕГРЮЛ только 31.12.2008 г., следовательно, антимонопольный орган не мог вынести решение, в соответствии с которым признаны незаконными действия Департамента - юридического лица, которое на момент принятия распоряжений о передаче земельных участков еще не существовало.

Апелляционный суд обоснованно признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2008 N 500-П утверждено Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, согласно пункту 1.9 которого Департамент является правопреемником Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по всем обязательствам Министерства.

Из материалов дела следует, что у Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерства государственного имущества и земельных отношений Ф.И.О. ИНН/КПП (7303003740/732501001), ОГРН (1027301177749).

При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа было вынесено в отношении надлежащего лица, поскольку на момент вынесения решения (17.04.2009) Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области было реорганизовано в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (с 31.12.2008). Данный вывод послужил основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении требований Департамента.

Учитывая то, что принятое апелляционным судом постановление основано на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены данного судебного акта у суда кассационной инстанции отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.