Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.12.2010 по делу N А20-2636/2010 Заявленные требования об отмене постановления антимонопольного органа, которым общество признано виновным в совершении правонарушения по статье 9.15 КоАП РФ, за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии, удовлетворены, поскольку в совершенном обществом административном правонарушении отсутствует существенная угроза охраняемым общественным правоотношениям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2010 г. по делу N А20-2636/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бобровой В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества “Нальчикская городская электросетевая компания“ - Ансоковой К.Б. (доверенность от 11.01.2010), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино - Балкарской Республике, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино - Балкарской Республике на решение Арбитражного
суда Кабардино - Балкарской Республики от 03.09.2010 (судья Бейтуганов З.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 (судьи Белов Д.А., Марченко О.В., Цигельников И.А.) по делу N А20-2636/2010, установил следующее.

ОАО “Нальчикская городская электросетевая компания“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино - Балкарской Республике (далее - управление) от 14.07.2010 N 06а/40-10, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), ему назначено наказание в виде 200 тыс. рублей административного штрафа.

Решением от 03.09.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.10.2010, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в совершенном обществом административном правонарушении отсутствует существенная угроза охраняемым общественным правоотношениям, управлением не представлено доказательств нарушения обществом прав потребителей, создание угрозы здоровью населения и причинение ущерба экономическим интересам государства. Кроме того, размер назначенного штрафа является существенным для общества и может привести к срыву электроснабжения населения республики и банкротству предприятия.

В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить. По мнению заявителя жалобы, в действиях общества содержится состав вменяемого ему административного правонарушения. Совершенное обществом административное правонарушение не является малозначительным.

В судебном заседании представитель общества, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просил оставить их без изменения.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в целях осуществления государственного контроля по соблюдению Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных
рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), управлением в общество направлен запрос от 04.06.2010 N 06/1702 о предоставлении в срок до 19.06.2010 информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами.

Письмом от 18.06.2010 N 02-345/ЭС общество сообщило в управление, что информация, указанная в пунктах 9, 20 Стандартов опубликована в приложении к газете “Кабардино-Балкарская правда“ - газете “Официальная Кабардино-Балкария“ N 24 (150) от 18.06.2010 и размещена на сайте: www.electroset-nalchik.ru.

Таким образом, управлением установлено, что общество выполнило свои обязанности по раскрытию информации по истечении срока, установленного пунктом 10 Стандартов.

Однако управление, усмотрев в действиях общества признаки состава административною правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса, 08.07.2010 в присутствии законного представителя общества составило в отношении него протокол об административном правонарушении по факту нарушения установленного Стандартами срока исполнения обязанности по раскрытию информации.

Постановлением от 14.07.2010 N 06а/40-10 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 Кодекса, ему назначено наказание в виде 200 тыс. рублей административного штрафа.

Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд.

Статьей 9.15 Кодекса установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Согласно статье 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной
ответственности.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Пунктом 2 Стандартов установлено, что субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

На основании пункта 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:

опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);

опубликования в электронных средствах массовой информации;

предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.

При этом, на основании пункта 3 Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети Интернет (далее - Интернет), где информация размещается в полном объеме.

Также данным пунктом Стандартов установлено, что на территориях, на которых отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путем опубликования в официальных печатных изданиях.

В силу пункта 20 Стандартов энергоснабжаюшие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктом 9 названного документа, раскрывают:
цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом, отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю; основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе: срок действия договора; вид цены на электрическую энергию (фиксированная и (или) переменная): форму оплаты; формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору; зону обслуживания; условия расторжения договора; ответственность сторон; иную информацию, являющуюся существенной для потребителей; информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе: информацию о гарантирующем поставщике, включая зону его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты; перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности; информацию о банковских реквизитах; информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения.

В соответствии с пунктом 10 Стандартов, информация, указанная в пункте 9 Стандартов подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

Из материалов дела следует, что опубликование информации, указанной в подпункте “а“ пункта 9 Стандартов осуществлено обществом в газете “Официальная Кабардино-Балкария“ за N 24 (150) от 18.06.2010, то есть за пределами установленного срока.

Данные обстоятельства не оспорены самим обществом и не опровергаются представленными в дело доказательствами.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества содержится состав вменяемого ему административного правонарушения.

Однако суды, установив, что общество является организацией, обеспечивающей электрической энергией население г. Нальчика, при этом существенный вред совершенным правонарушением никому не причинен и деяние не представляет большой общественной опасности для охраняемых
общественных отношений. Судами учтено, что административное правонарушение совершено обществом впервые.

Кроме того, у общества имеется большая кредиторская задолженность, а лица, виновные в нарушении срока опубликования необходимой информации, привлечены к дисциплинарной ответственности.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.

Довод управления о том, что совершенное обществом административное правонарушение не является малозначительным, был предметом исследования судов и ему дана надлежащая правовая оценка.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Таким образом, суды всесторонне, полно и объективно исследовали фактические обстоятельства и материалы дела, дали им надлежащую правовую оценку. Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 03.09.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 по делу N А20-2636/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи

В.А.БОБРОВА

Т.Н.ДРАБО