Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2010 по делу N А32-12885/2009 Суд сделал вывод об отсутствии задержки спорного поезда по причинам, зависящим от порта, при неисследованных доказательствах, имеющих существенное значение для разрешения спора, в связи с чем решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2010 г. по делу N А32-12885/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Денека И.М. и Кухаря В.Ф., при участии от истца - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - Никифорова А.А. (доверенность от 08.12.2009), от ответчика - открытого акционерного общества “Туапсинский морской торговый порт“ - Деревенца И.В. (доверенность от 01.02.2010), Касымской С.Н. (доверенность от 28.12.2009), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2010 по делу N А32-12885/2009 (судья Огилец А.А.), установил следующее.

ОАО “Российские железные дороги“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ (далее - порт) о взыскании 346 285 рублей 63 копеек платы за пользование вагонами.

Решением от 15.07.2010 в иске отказано. Суд исходил из того, что груз отправлен обществом в адрес порта с нарушением установленного срока для совершения операций по отправке груза. В период простоя вагонов выставочный путь порта являлся свободным, доказательства, подтверждающие невозможность подачи вагонов на указанный выставочный путь, истец не представил. Кроме того, акты общей формы, на основании которых перевозчик осуществил расчет платы за пользование, аннулированы обществом. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, с достоверностью подтверждающие наличие вины порта в простое вагонов на промежуточной станции.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и удовлетворить иск. По мнению заявителя, выводы суда противоречат материалам дела. Суд не оценил письма ответчика от 13.08.2008 и 21.08.2008. Вместе с тем из указанных документов следует, что поезд на станции Гончарка задержан ввиду приостановления работы ответчика по приемке грузов, вызванного забастовкой работников (докеров). Таким образом, груз задержан из-за невозможности выгрузки вагонов в пункте назначения по вине ответчика.

В отзыве на жалобу порт просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои жалобу и отзыв.



Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит отменить.

Как видно из материалов дела, 25.06.2008 общество (перевозчик) и порт заключили договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 85/4 (в редакции дополнительного соглашения от 15.07.2008). Предметом договора является подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования порта, примыкающий к путям N 5 и 6 парка “В“ станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, обслуживаемый локомотивом порта. Срок действия договора - с 14.08.2007 по 14.08.2010. Порядок уведомления о прибытии вагонов и их подачи на принадлежащий порту путь необщего пользования согласован в пункте 5 договора. Пунктом 7 предусмотрено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути N 5 и 6 парка “В“ станции Туапсе в количестве не более 26 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов укрупненными партиями на внутриподъездные пути порта в количестве, превышающем вместимость выставочных путей N 5в и 6в, с соблюдением порядка передачи уведомлений в соответствии с пунктом 5.6 договора и соблюдением ритмичности подач (подпункт 7.1). Согласно пункту 18.6 договора за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктами 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11 и 12 Тарифного руководства N 2.

В период с 15.08.2008 по 22.08.2008 на путях железнодорожной станции Гончарка в ожидании подачи в порт простаивал поезд в составе 45 вагонов с грузом (уголь). Считая, что задержка вагонов на промежуточной станции произошла по причинам, зависящим от порта (из-за забастовки работников), общество начислило порту плату за пользование вагонами в размере 346 285 рублей 63 копеек.

В связи с тем, что порт указанную сумму не оплатил, общество обратилось в арбитражный суд с иском.

Суд отказал в иске, полагая, что задержка вагонов по причинам, зависящим от ответчика, не подтверждена документами. Вместе с тем суд не учел следующее.

Общество в обоснование иска сослалось на статью 39 Устава железнодорожного транспорта, в силу которой за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

Согласно Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов), для удостоверения факта задержки вагонов на станции назначения, на промежуточных станциях по любым основаниям составляются акты общей формы (пункт 3.1). В акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (пункт 3.4).

Как видно из материалов дела, в письме от 13.08.2008 N 06/10-591 порт, ссылаясь на нормы статьи 39 Устава железнодорожного транспорта о наступлении форс-мажорных обстоятельств, сообщил обществу о том, что с 08 часов 00 минут 13.08.2008 ответчик приостанавливает работу по причине невыхода основной части докеров на рабочие места (т. 2, л. д. 6).

Указанные обстоятельства подтверждены портом и обществом также в акте общей формы КЭ-14 от 14.08.2008 N 1164, подписанном перевозчиком с оговоркой о том, что статья 39 Устава железнодорожного транспорта применительно к данному случаю не предусматривает освобождение порта от обязанности по внесению платы за пользование вагонами (т. 2, л. д. 1).



На основании письма от 13.08.2008 и ввиду скопления большого количества вагонов на станции Туапсе по приказу общества от 15.08.2008 N 90 спорные вагоны с углем задержаны истцом на промежуточной станции Гончарка, о чем порту сообщено в извещении от 15.08.2008 N 48. Извещения подписано ответчиком с оговоркой о том, что порт письменных распоряжений на остановку грузов на станции Туапсе, а также на промежуточных станциях, перевозчику не направлял.

В письме от 21.08.2008 N Д-14/103 ответчик сообщил обществу о том, что с 20 часов 00 минут 20.08.2008 приступил к нормальной производственной деятельности и имеет возможность в полном объеме принять уголь из находящихся на станции Туапсе и промежуточных станциях вагонов. В связи с этим порт просил снять введенные ранее ограничения на отгрузку для угля - с 21.08.2008, для слябов - с 22.08.2008 (т. 2, л. д. 2).

На основании указанного письма по приказу общества от 22.08.2008 N 124 спорные вагоны с углем отправлены в адрес порта, о чем ответчику сообщено в извещении от 22.08.2008 N 73. Извещение подписано портом с оговоркой о том, что ответчик письменных заявок на остановку вагонов с грузами на путях станции Туапсе, а также на промежуточных станциях, не направлял.

23 августа 2008 года перевозчик составил акты общей формы N 2/218 - 2/232 и от 24.08.2008 N 2/367, согласно которым задержка 45 вагонов в пути следования произошла по причине необеспечения портом их выгрузки. Акты подписаны портом с оговорками о том, что технологические нормы выгрузки для ответчика не установлены, акты вручены порту несвоевременно и имеют дефекты составления, вследствие чего не могут служить основанием для начисления платы за пользование вагонами.

Письмом от 11.09.2008 N 387 общество сообщило ответчику о том, что ранее направленные акты общей формы от 23.08.2008 N 2/218 - 2/232 и от 24.08.2008 N 2/367 просит считать аннулированными. Перевозчик также просил порт в течение трех суток с момента получения письма подписать заново составленные экземпляры указанных актов, а в случае отказа от подписи предоставить мотивированный ответ.

В ответе на указанное письмо ответчик сообщил, что повторное подписание актов противоречит Правилам.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пересоставленные перевозчиком в одностороннем порядке акты общей формы не могут быть признаны надлежащими доказательствами.

Вместе с тем, не принимая в качестве допустимых доказательств акты общей формы по мотивам их аннулирования письмом перевозчика от 11.09.2008, суд не учел, что акты общей формы являются двусторонними документами, а порт не согласился с аннулированием, считая их действующими (т. 2, л. д. 88).

Вывод суда о том, что груз отправлен обществом в адрес порта с нарушением установленного срока для совершения операций по отправке груза, что могло привести к его несвоевременной доставке, носит предположительный характер и не основан на материалах дела. Статья 33 Устава железнодорожного транспорта устанавливает исчисление срока доставки груза от даты приемки груза для перевозки, а не даты отправки. В железнодорожных накладных и квитанциях о приеме груза не предусмотрено проставление отметок о дате отправки груза. Как следует из актов общей формы и дорожных ведомостей, вагоны с углем задержаны на станции Гончарка 15.08.2008, вместе с тем сроки доставки груза по отдельным вагонам истекали не ранее 17.08.2008 (т. 1, л. д. 14 - 29, т 2, л. д. 41 - 63).

Делая вывод о том, что в период простоя вагонов выставочный путь порта являлся свободным, вследствие чего имелась возможность подачи вагонов на этот путь, суд не оценил письмо порта от 13.08.2008. Суд не мотивировал причины, по которым железная дорога, получив сообщение порта о приостановке работы по разгрузке поступающих поездов ввиду забастовки докеров, действуя разумно и осмотрительно, во избежание последствий накопления неразгруженных поездов на конечной станции, была не вправе задержать спорный состав на промежуточной станции.

Суд не оценил письмо порта от 21.08.2008 N Д-14/103 о том, что он приступил к нормальной производственной деятельности. В письме ответчик сообщает также о количестве накопившихся на станциях железной дороги вагонов и возможностях порта по их среднесуточной выгрузке. Кроме того, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.07.2009 по делу N А32-4653/2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2010 по иску общества к порту о взыскании платы за пользование вагонами с 13.08.2008 по 20.08.2008, установлено, что в указанный период на путях железнодорожной станции Туапсе простаивало 685 вагонов в ожидании подачи в порт. Данные вагоны стояли на путях станции Туапсе в связи с невозможностью их подачи из-за занятости выставочных путей, принадлежащих порту.

Суд не сослался на какие-либо доказательства, которые бы свидетельствовали, что в период между направлением писем от 13.08.2008 и 21.08.2008 порт сообщал бы железной дороге о возможности приема вагонов (в договорном объеме либо частично).

Таким образом, суд сделал вывод об отсутствии задержки спорного поезда по причинам, зависящим от порта, при неисследованных доказательствах, имеющих существенное значение для разрешения спора, в связи с чем решение надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение. Суду необходимо оценить в совокупности с другими доказательствами акты общей формы, подписанные обеими сторонами, письма порта от 13.08.2008 и 21.08.2008 и разрешить спор по существу. При этом суду необходимо учесть, что по смыслу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта проведение локальной забастовки внутри самого предприятия (грузополучателя) не относится к числу обстоятельств, освобождающих его от платы за пользование вагонами.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2010 по делу N А32-12885/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В.РЫЖКОВ

Судьи

И.М.ДЕНЕКА

В.Ф.КУХАРЬ