Решения и постановления судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2010 N 07АП-3868/10 по делу N А67-1716/2010 По делу о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов без специального разрешения.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2010 г. N 07АП-3868/10

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2010 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующей Т.А.Кулеш

судей Л.И.Ждановой

А.В.Солодилова,

при ведении протокола судебного заседания судьей А.В.Солодиловым,

при участии:

от заявителя: Миронов Е.А. - удостоверение ТО N 095218 от 26.10.2009,

от заинтересованного лица: Куликов А.В. - доверенность от 15.03.2010,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
на решение Арбитражного суда Томской области от 02.04.2010 года по делу N А67-1716/2010 (судья И.Н.Сенникова)

по заявлению прокурора ЗАТО Северск Томской области о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Ф.И.О.

установил:



Прокурор ЗАТО Северск Томской области (далее - заявитель, Прокурор) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее - заинтересованное лицо, Предприниматель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением арбитражного суда от 02.04.2010 г. заявленные требования удовлетворены - Предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей. Предметы, изъятые согласно протоколов изъятия от 19 и 20 января 2010, возвращены предпринимателю Ф.И.О.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприниматель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение суда отменить и прекратить производство по делу.

В обоснование жалобы Предприниматель указывает, что он не является субъектом административного правонарушения, заключающегося в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения; нарушение запрета на организацию и проведение азартных игр в залах игровых автоматов образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 11.3 Кодекса Томской области об административных правонарушениях, рассмотрение которого не отнесено к подведомственности арбитражного суда; использованное Предпринимателем оборудование не относится к игровому; истек срок давности привлечения к административной ответственности.

Представитель прокурора с апелляционной жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании представители заявителя и прокурора поддержали свои позиции, изложенные в жалобе и отзыве на жалобу соответственно.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав участников судебного разбирательства, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Куликов А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС по ЗАТО Северск Томской области 22.09.2009 г. за основным государственным регистрационным номером 309702426500037.

На основании задания Прокуратуры Томской области 19.01.2010 г. сотрудниками прокуратуры ЗАТО Северск и УВД МВД России в г. Северске проведена проверка законности деятельности по организации и проведению азартных игр, в ходе которой установлено, что в помещении по адресу: ЗАТО Северск, ул. Курчатова, 15, используемом Куликовым А.В., установлено 59 игровых автоматов, клиентам предлагается возможность принять участие в азартной игре с использованием данных игровых автоматов с целью получения выигрыша; деятельность по организации и проведению азартных игр осуществляется Куликовым А.В. в нарушение Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 244-ФЗ) в отсутствие специального разрешения.

На основании материалов проведенной проверки 18.02.2010 г. прокурором ЗАТО Северск в отношении индивидуального предпринимателя Куликова А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 23.1, 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены прокурором ЗАТО Северск в Арбитражный суд Томской области для решения вопроса о привлечении Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, и, привлекая Предпринимателя к административной ответственности, исходил из того, что в действиях Куликова А.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ; нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны заявителя не допущено; срок давности привлечения Предпринимателя к ответственности не истек.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.



Объективная сторона заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

При описании объективной стороны правонарушения законодатель использует такое понятие как “специальное разрешение (лицензия)“.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

Таким образом, лицензия как специальное разрешение представляет собой правовое средство легитимации определенных видов деятельности Предпринимателя и является подтверждением законности предпринимательской деятельности, поскольку подтверждает право на ведение соответствующего вида предпринимательской деятельности.

Подпункт 77 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ, согласно которому деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования кроме игровых столов, подлежит лицензированию, утратил силу с 30.06.2009 г.

Следовательно, после указанной даты деятельность по организации и проведению азартных игр, в том числе с использованием игрового оборудования, не является лицензируемой, а разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах, предусмотренное статьей 3 Закона N 244-ФЗ, в силу вышеуказанного не является тем специальным разрешением (лицензией), отсутствие которого образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно частям 2 и 3 статьи 5 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.

Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса (части 1 и 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ).

Игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области и должны быть созданы до 01.01.2007 г. (часть 2 статьи 9 Закона N 244-ФЗ).

Томская область не включена в перечень игорных зон и на ее территории разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть получено.

Таким образом, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Томской области (вне игорной зоны) после 01.01.2008 г. выдано быть не могло в связи с запрещением этой деятельности на указанной территории.

Поскольку деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон не подлежит лицензированию и является запрещенной, то проведение прямо запрещенной деятельности, на которую не может быть выдано специальное разрешение (лицензия), не может быть квалифицировано как осуществление деятельности без лицензии, то есть в данном случае разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в Томской области (вне игорной зоны) не предусмотрено.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия Предпринимателя не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Квалификация совершенного Предпринимателем деяния по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ означала бы возможность осуществления запрещенного вида деятельности на не отведенной территории при наличии разрешения, что противоречит положениям статей 5, 9, 13 Закона N 244-ФЗ.

КоАП РФ не содержит нормы об ответственности за нарушение запрета на осуществление такой деятельности вне игровых зон.

При таких обстоятельствах оснований для привлечения Предпринимателя к административной ответственности не имеется.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении Предпринимателя не могло быть начато, а начатое производство подлежало прекращению.

Следовательно, требования Прокурора о привлечении Предпринимателя к административной ответственности не подлежат удовлетворению.

В связи с чем, решение суда первой инстанции в части привлечения Предпринимателя к административной ответственности на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ (неправильное применение норм материального права) подлежит отмене с принятием в указанной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований прокурора ЗАТО Северск Томской области.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 02.04.2010 года по делу N А67-1716/2010 отменить в части привлечения индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

Принять в указанной части новый судебный акт.

В удовлетворении требований прокурора ЗАТО Северск Томской области отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующая

Т.А.КУЛЕШ

Судьи

Л.И.ЖДАНОВА

А.В.СОЛОДИЛОВ