Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.12.2010 по делу N А53-12465/2009 Приняты изменения к договору поставки газа в редакции, предложенной истцом. Судебные акты мотивированы обоснованностью заявленных требований, наличием оснований для изменения условий договора, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку изменения тарифов и дифференциация учета произведены Методическими указаниями по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям от 17.09.2008 N 173-э/5.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2010 г. по делу N А53-12465/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Переход И.А., судей М.Г. Калашниковой М.Г. и Н.В. Чесняк, при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью “Ростовская региональная компания по реализации газа“ - Гречушной Г.П. (доверенность от 01.11.2010), от ответчика - открытого акционерного общества “Таганрогский металлургический завод“ - Бояхчиари С.С. (доверенность от 01.12.2010), в отсутствие третьего лица - Федеральной службы по тарифам, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Таганрогский металлургический завод“ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2010 (судья Корецкий О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 (судьи Ванин В.В., Величко М.Г., Еремина О.А.) по делу N А53-12465/2009, установил следующее.

ООО “Ростовская региональная компания по реализации газа“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО “Таганрогский металлургический завод“ (далее - завод) об изменении с 01.01.2009 договора поставки газа от 20.07.2007 N 43-3-09087/08, в котором в связи с принятием нормативных актов просило:

- пункт 2.2 договора изложить в следующей редакции:

“Суточный договорной объем поставки газа по месяцам с 01.01.2008 по 31.12.2012 (тыс. м) по всем объектам покупателя приведен в таблице N 1 (приложение А), которое является неотъемлемой частью договора“.

- в разделе 2 договора пункт 2.9 изложить в следующей редакции:

“Изменение суточного договорного объема поставки газа на будущий период в любом периоде года и, соответственно, договорного месячного объема газа, в течение срока действия договора производится поставщиком на основании заявок покупателя, полученных поставщиком не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому.

Дополнительные объемы газа, превышающие объемы, указанные в пункте 2.1 договора, поставляются по отдельному договору поставки газа, заключаемому сторонами.

В случае, если покупатель не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому, направит уведомление поставщику об уменьшении суточного договорного объема в отдельные месяцы поставки в течение указанного года поставки, то такое уменьшение считается согласованным с момента получения поставщиком уведомления и оформления сторонами дополнительного соглашения к договору.

По соглашению сторон договорные месячные или годовые объемы поставки газа на отдельные объекты покупателя, указанные в пункте 2.2 настоящего договора, могут быть увеличены
или уменьшены за счет уменьшения или увеличения, соответственно, объемов поставки на другие объекты покупателя, указанные в пункте 2.2.“

- пункт 2.3 договора изложить в следующей редакции:

“Договорный месячный объем газа рассчитывается как произведение суммарного суточного договорного объема по всем объектам покупателя, указанным в таблице N 1 (приложение А) настоящего договора, и количества дней в соответствующем месяце поставки газа“.

- пункт 4.2.3 договора изложить в следующей редакции:

“Учет газа на объектах покупателя, включенных в таблицу N 1 (приложение А), должен осуществляться по единому УУГ (для каждого объекта).“

- пункт 4.7 договора изложить в следующей редакции:

“Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, оформляются по каждому объекту покупателя месячными актами поданного-принятого газа, подписанными сторонами. Если на момент составления данного акта покупателем не были представлены поставщику сведения о количестве газа, потребленного за отчетный месяц, акт составляется на основании данных, полученных в соответствии с пунктом 4.6.1 настоящего договора. Акты приема-передачи газа подписываются уполномоченными лицами сторон и заверяются печатями для актов.

Акты приема-передачи газа, составленные в установленные настоящим пунктом сроки, являются основанием для проведения расчетов.

Месячные акты поданного-принятого газа оформляются не позднее второго рабочего дня месяца, следующего за отчетным. К месячному акту поданного-принятого газа стороны оформляют приложение (приложение к акту), в котором отражают ежесуточные сведения.

В случае если поставка газа покупателю осуществлялась из объемов газа, добытого до 01 января 2004 года, стороны отражают их в акте поданного-принятого газа отдельной строкой с обязательным указанием вида газа (природный, сухой отбензиненный).

К месячному акту поданного-принятого газа за отчетный период поставщик предоставляет покупателю по его требованию месячный паспорт качества газа.

На основании месячных актов поданного-принятого газа по каждому объекту покупателя не позднее
4-го числа месяца, следующего за отчетным составляется в согласованной сторонами форме сводный акт приема-передачи газа, с отражением суммарного объема газа, потребленного покупателем (сводный акт). Средневзвешенная фактическая объемная теплота сгорания, указанная в сводном акте приема-передачи газа, приводится справочно и в расчетах не используется.

При этом порядок оформления актов поданного-принятого газа следующий:

- поставщик направляет покупателю с обязательным подтверждением в получении месячные акты поданного-принятого газа, подписанные со стороны поставщика, не позднее 18.00 (время московское) третьего числа месяца, следующего за месяцем поставки газа;

- покупатель подписывает оригиналы месячных актов поданного-принятого газа, подписанные поставщиком, не позднее 12.00 (время московское) четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.

В случае не подписания оригиналов по каждому объекту месячных актов поданного-принятого газа покупателем до 24.00 (время московское) четвертого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, или немотивированного отказа от их подписания, месячные акты поданного-принятого газа считаются принятыми покупателем на условиях, указанных в них“.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).

Определением от 16.11.2009 производство по делу приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела о признании недействующим в части приказа ФСТ России от 17.08.2008 N 173-э/5 “Об утверждении Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям“ (т. 1, л. д. 136 - 137).

Определением от 11.05.2010 производство по делу возобновлено (т. 1, л. д. 147 - 148).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010, приняты изменения к
договору поставки газа от 20.07.2007 N 43-3-09087/08 в редакции, предложенной истцом. Судебные акты мотивированы обоснованностью заявленных требований, наличием оснований для изменения условий договора, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку изменения тарифов и дифференциация учета произведены Методическими указаниями по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям от 17.09.2008 N 173-э/5. Изменение договора поставки газа определено с 01.01.2009.

В кассационной жалобе завод просит отменить решение от 01.06.2010 и постановление от 08.09.2010, в удовлетворении требований отказать. Заявитель указывает, что у судов отсутствовали основания для изменения условий договора, предусмотренные статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ссылка на Методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям от 17.09.2008 N 173-э/5, не обоснована, поскольку принятие государственными органами новых тарифных решений не может быть признано существенным изменением обстоятельств и не является основанием в соответствии со статьей 451 Кодекса для внесения изменений в договор. Суды изменили договор поставки газа с 01.01.2009, что противоречит статье 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или расторжении договора.

В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа от общества поступило письменное ходатайство о замене в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истца на ООО “Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону“ в связи с изменением наименования стороны.

В судебном
заседании представитель завода поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель общества поддержал заявленное ходатайство, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами, общество (поставщик) и завод (покупатель) заключили долгосрочный договор поставки газа от 20.07.2007 N 43-3-09087/08, по которому поставщик обязуется поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012, а покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО “Газпром“ и его аффилированными лицами.

Пунктом 5.1 договора определено, что цена на газ формируется из регулируемых оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3 февраля 2009 года в связи с принятием Федеральной службой по тарифам Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 17.09.2008 N 173-э/5) истец направил в адрес ответчика дополнительное соглашение от 27.01.2009 к договору на поставку газа (т. 1, л. д. 20, 22). Дополнительное соглашение предусматривает осуществление учета газа и оформление документов поставленного/отобранного газа на основании данных об объеме потребления газа отдельно по точкам подключения сетей потребителя к газораспределительным и газотранспортным сетям.

Указанное дополнительное соглашение ответчик подписать отказался.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Согласно статье 23
Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территории субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (далее - Положение), Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.

В зависимости от органа, принявшего нормативный правовой акт, принято выделять нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

В силу пункта 5.2 положения Федеральная служба по тарифам на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в число которых входят Методические указания по расчету регулируемых цен на газ, тарифов
на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.

Пунктами 5.1 и 9.6 договора на поставку газа определено, что исполнение договора оплачивается ответчиком по цене, складывающейся из регулируемой оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, которые определяются и применяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае принятия Правительством Российской Федерации нормативных актов, изменяющих порядок распределения и реализации газа по регулируемым ценам, порядок ценообразования и изменения объемов, стороны обязуются привести положения договора в соответствии с действующими нормативными актами

Таким образом, в соответствии с условиями договора стороны обязаны учитывать все изменения тарифного законодательства Российской Федерации с момента их вступления в силу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения). В соответствии с пунктом 7 Основных положений государственное регулирование оптовых цен на газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее - ПССУ) поставщиков газа осуществляется Федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Согласно пункту 10 Основных положений регулирование размера ПССУ осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Приказом ФСТ России от 06.11.2007 N 324-э/9 обществу утвержден и введен в действие с 01.01.2008 размер ПССУ, рассчитанный в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом ФСТ России от 15.06.2007 г. N 128-э/1. Приказом ФСТ России предусматривалась дифференциация размера ПССУ по группам потребителей в зависимости от общего годового объема потребления газа.

17 сентября 2008 года Приказом
ФСТ России N 173-э/5 утверждена новая редакция Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа.

Указанным документом изменен принцип отнесения потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы. Новой редакцией Методических указаний предусмотрено, что отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется ПССУ, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям. Учитывая возможные различные распределения объемов потребления газа конечными потребителями по точкам подключения, один конечный потребитель в части различных точек подключения может быть отнесен к различным группам, по которым дифференцируется размер ПССУ.

В соответствии с измененными Методическими указаниями Приказом ФСТ России от 19.12.2008 N 395-э/4 утвержден и введен в действие с 01.01.2009 дифференцированный по группам потребителей размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО “Ростоврегионгаз“ на территории Ростовской области.

В соответствии с новыми критериями объекты ответчика были отнесены к 2, 3 и 6 ценовым группам (от 100 до 500, от 10 до 100 и от 0,01 до 0,1 млн. куб. м, соответственно).

Свою позицию относительно подхода к отнесению конечных потребителей к группам, по которым дифференцируется тариф, Федеральная служба по тарифам дополнительно разъяснила в информационном письме от 30.12.2008 N НБ-7906/9, согласно которому под точкой подключения для целей применения Методических указаний следует понимать место соединения газопроводов потребителя газа с магистральным газопроводом или газопроводом газораспределительной сети, которые находятся соответственно у газотранспортной или газораспределительной организации в собственности или на иных законных основаниях.

Согласно пункту 29 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
05.02.1998 N 162, цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Названные выше нормативные правовые акты предусматривают обязательность распространения установленных тарифов и механизма их применения на все договоры. В связи с этим требования общества о приведении договора в соответствие с данными актами является правомерным.

Суды также учли, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2010 N ГКПИ09-1430 ответчику отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 4 пункта 12 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.09.2008 N 173-э/5, в части установления принципов отнесения конечных потребителей газа к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги исходя из объемов потребленного газа в разрезе точек подключения, в отношении конечных потребителей газа, которые на одной производственной площадке имеют несколько точек подключения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N КАС10-138 решение Верховного Суда оставлено без изменения (т. 1, л. д. 139 - 146).

Нормативные акты применяются независимо от воли сторон и условий договора.

При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно удовлетворили требования истца.

Все доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую оценку, не подлежащую пересмотру в суде кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

В обоснование ходатайства о замене стороны (истца) в связи с изменением наименования общества сторона представила надлежаще заверенную копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 61 N 006997120 о регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство общества подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 48, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

ходатайство ООО “Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону“ о замене стороны в связи с изменением наименования истца удовлетворить.

Заменить истца - ООО “Ростовская региональная компания по реализации газа“ на ООО “Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону“.

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2010 по делу N А53-12465/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.ПЕРЕХОД

Судьи

М.Г.КАЛАШНИКОВА

Н.В.ЧЕСНЯК