Решения и постановления судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 N 07АП-3592/10 по делу N А67-732/2010 По делу о возврате денежных средств, полученных на основании договора о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих расходов, связанных с содержанием и текущим ремонтом многоквартирных жилых домов, в связи с выявленным в ходе проверки целевого использования субсидий факта завышения обществом объема работ при проведении ремонта.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2010 г. N 07АП-3592/10

Резолютивная часть объявлена 25.05.2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01.06.2010 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ждановой Л.И.,

судей: Кулеш Т.А., Солодилова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.,

при участии представителей:

от истца: Образовой О.А. по доверенности от 11.01.2010 г.,

от ответчика: Тарасова О.А. по доверенности от 10.03.2010 г.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского района г. Томска, г. Томск

на решение Арбитражного суда Томской области

от 16 марта 2010 года по делу N А67-732/2010 (судья Куренкова Т.А.)

по иску Администрации Ленинского района г. Томска, г. Томск



к Обществу с ограниченной ответственностью “Жилсервис“, г. Томск

о взыскании 277 346,70 руб.,

установил:

Администрация Ленинского района г. Томска (далее по тексту - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Томской области с иском к ООО “Жилсервис“ (далее по тексту - Общество) о возврате в бюджет муниципального образования “Город Томск“ денежных средств в сумме 277 346,70 руб., полученных на основании Договора N 34 от 20.03.2008 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих расходов, связанных с содержанием и текущим ремонтом многоквартирных жилых домов.

Решением Арбитражного суда Томской области от 16 марта 2010 года по делу N А67-732/2010 в удовлетворении иска отказано.

Считая решение суда первой инстанции необоснованным, Администрация Ленинского района г. Томска обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, в том числе, по следующим основаниям:

- Администрация обладает полномочиями в части взыскания с ответчика денежных средств;

- предоставление недостоверной информации (акты приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат) привело к необоснованному расходованию бюджетных средств.

Подробно доводы истца изложены в апелляционной жалобе.

В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

ООО “Жилсервис“ в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против ее доводов, решение суда просили оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие полномочия истца на осуществление исполнительно-распорядительных функций от имени муниципального образования “Город Томск“; денежные средства, полученные на основании Договора N 34 от 20.03.2008 года освоены в срок до 01.11.2009 года, что подтверждается актами выполненных работ КС-2 и КС-3. Кроме того, в судебном заседании представитель Общества дополнил, что работы по актам, датированным 2008 годом, работы выполнены в 2008 году; факт не подписания актов со стороны заказчика, а также, почему на актах имеется печати другого лица, объяснить не может.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, решением Думы города Томска от 03.04.2007 года N 411 утверждено Положение о предоставлении субсидий жилищным организация для улучшения состояния и содержания жилищного фонда.

20.03.2008 Администрация Ленинского района г. Томска заключила с ООО “Жилсервис“ Договор о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих расходов, связанных с содержанием и текущим ремонтом многоквартирных жилых домов N 34.

28.08.2008 года Администрация Ленинского района г. Томска и ООО “Жилсервис заключили дополнительное соглашение к Договору, в соответствии сумма предоставляемой субсидии составила 806 800.



10.11.2008 года Администрация Ленинского района г. Томска и ООО “Жилсервис“ заключили дополнительное соглашение к Договору, в соответствии с которым сумма предоставляемой субсидии составила 870 844 рубля.

Пунктом 4.1. Договора от 20.03.2008 предусмотрена ответственность ООО “Жилсервис“ за недостоверность отчетности и документов, предоставляемых в соответствии с условиями Договора.

В связи с тем, что актом проверки Счетной палаты Думы города Томска от 30.07.2009 установлено, что в многоквартирных жилых по адресам: г. Томск, ул. Пролетарская, 4, пер. Механический, 4, 6, в которых ООО “Жилсервис“ произведен текущий ремонт, завышены объемы работ на сумму 277 346, 70 рублей, Администрация Ленинского района г. Томска обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая Администрации Ленинского района г. Томска в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что Администрация Ленинского района г. Томска является органом местного самоуправления или лицом, уполномоченным на взыскание с ответчика денежных средств в бюджет муниципального образования “Город Томск“.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу об ошибочности выводов суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1).

Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В силу п. 3.1.1 Положения об Администрации Ленинского района г. Томска, утв. решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000, в ред. решения Думы г. Томска от 01.12.2009 N 1364, Администрация Ленинского района выступает главным распорядителем, распорядителем и получателем средств бюджета.

Пунктом 1 статьи 25 Устава города Томска, принятым решением Томской городской Думы от 22.03.2005 N 841, структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют Дума города Томска, Мэр города Томска, Администрация города Томска, Счетная палата города Томска.

В структуру Администрации города Томска могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации (п. 2 ст. 38 Устава г. Томска).

Согласно п. 1.1 Положения об Администрации Ленинского района г. Томска Администрация Ленинского района г. Томска является территориальным органом администрации г. Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению Администрации г. Томска.

Согласно 1.2 Положения о предоставлении субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилищного фонда, утв. решением Думы г. Томска N 411 от 03.04.2007, уполномоченный орган Администрации г. Томска - орган Администрации города Томска, определенный Мэром города Томска.

Из пунктом 1 распоряжения Мэра г. Томска “Об определении уполномоченного органа Администрации г. Томска“ от 17.01.2008 г. N р9 следует, что в качестве уполномоченного органа Администрации города Томска по вопросам предоставления субсидий на текущий ремонт жилищного фонда выступает Администрация Ленинского района г. Томска.

В силу п. 2.5 Положения о предоставлении субсидии предоставление субсидии осуществляется на основании договора о предоставлении субсидии, заключаемого между Жилищной организацией (ООО “Жилсервис“) и Уполномоченным органом Администрации г. Томска (Администрацией Ленинского района г. Томска).

Пунктом 2.8 указанного Положения установлено, что осуществление платежей с лицевого счета администрации Ленинского района производится в соответствии с Положением “О порядке открытия и ведения лицевых счетов распорядителей и получателей средств городского бюджета при казначейской системе исполнения бюджета города Томска“.

Согласно п. 2.12 Положения о предоставлении субсидии, финансовый орган Администрации г. Томска (департамент финансов Администрации г. Томска) осуществляет финансирование Администрации Ленинского района на основании представляемых отчетов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Томска на очередной финансовый год по соответствующему виду расходов.

В соответствии с Положением о предоставлении субсидий жилищным организациям для улучшения состояния и содержания жилищного фонда, между Администрацией и Обществом заключен Договор N 34 от 20.03.2008 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих расходов, связанных с содержанием и текущим ремонтом многоквартирных жилых домов (далее - Договор).

Данный Договор определяет порядок взаимодействия сторон при предоставлении в 2008 году Жилищной организации субсидий из бюджета города Томска по статье “Субсидия на компенсацию выпадающих расходов организациям, представляющим населению жилищные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек“ на компенсацию расходов, связанных с содержанием и текущим ремонтом многоквартирных жилых домов, указанных в Приложении к настоящему Договору (п. 1.1 раздела 1 Договора).

Жилищная организация обязана направлять денежные средства, полученные в соответствии с условиями Договора, на цели, предусмотренные разделом 1 указанного Договор и ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в Администрацию отчет о фактически произведенных затратах на выполнение работ, оказание услуг содержание и текущий ремонт по каждому дому, а также сведения о сумме платы за содержание и текущий ремонт, начисленной собственниками помещений, нанимателями жилых помещений, находящихся в домах, указанных в Приложении к Договору помещений (п. 2.1.1. и п. 2.1.2 Договора).

Администрация вправе проводить проверки целевого использования средств, полученных из бюджета города Томска по Договору (п. 2.3.2 Договора).

Пунктом 2.1.5 Договора предусмотрено, что Жилищная организация, по требованию Администрации в случае установления фактов нецелевого использования бюджетных средств, в течение пяти банковских дней обязана вернуть в бюджет денежные средства.

Проанализировав вышеприведенные правовые нормами в совокупности с условиями Договора, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Администрация Ленинского района г. Томска обладает полномочиями на взыскание с ответчика денежных средств в случае нецелевого использования бюджетных средств.

Согласно материалам дела, по исполнение указанного Договора Обществу в 2008 году перечислено (оплачено) 380 935 руб., кредиторская задолженность Администрации перед ООО “Жилсервис“ за 2008 года в сумме 381 006,00 руб. погашена в 2009 году (оборот листа дела 14).

Как следует из акта Счетной палаты Думы города Томска от 30.07.2009 года, при проверки целевого использования субсидий за период 01.01.2008 года по 31.12.2008 года установлено, что в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Томск, ул. Пролетарская, 4, пер. Механический, 4 и 6, в которых ООО “Жилсервис“ при проведении текущего ремонта завышены объемы работ на сумму 277 346,70 руб. (л.д. 12 - 42)

Так, по объекту “Жилой дом по пер. Механическому, 4“ по отчетным документам ООО “Жилсервис“ текущий ремонт был выполнен на сумму 256 733,0 руб., в то время как актом проверки установлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 62 283,98 руб.

По объекту “жилой дом по пер. Механическому, 6“ по отчетным документам ООО “Жилсервис“ текущий ремонт был выполнен на сумму 294 851,0 руб., в то время как актом проверки установлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 129 339,46 руб.

По объекту “Жилой дома по ул. Пролетарской, 4“ по отчетным документам ООО “Жилсервис“ текущий ремонт был выполнен на сумму 347 049,0 руб., в то время как актом проверки установлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 85 723,34 руб.

Договором N 34 от 20.03.2008 (пункт 4.1) предусмотрена ответственность ООО “Жилсервис“ за недостоверность отчетности и документов, представляемых в соответствии с условиями договора.

Руководствуясь пунктами 4.1, 2.1.5 Договор, в связи с недостоверностью отчетности и документов, предоставляемых в соответствии с условиями Договора, Администрацией в адрес Общества направлено письмо от 19.10.2009 года с предложением вернуть в течение 5 банковских дней в бюджет города Томска денежные средства в сумме 277 346,70 руб. (л.д. 44).

При таких обстоятельствах, учитывая, что денежные средства в размере 277 346,70 руб. не были возвращены в городской бюджет, руководствуясь положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом условий пункта 2.1.5 Договора, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования Администрации являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как ответчиком нарушены условия использования субсидий, документальное подтверждение целевого расходования полученных денежных средств в соответствии с условиями Договора ответчиком не выполнено, доказательств обратного Обществом в материалы дела в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено, в связи с чем, полученная сумма в указанном размере подлежит возврату.

Апелляционный суд отклоняет как необоснованные ссылки ответчика о принятии к зачету акты приемки выполненных работ (форма КС-2) на общую сумму 70 241 руб. по следующим основаниям.

Так, ООО “Жилсервис“ не представило документы, подтверждающие выполнение работ по адресам: г. Томск, пер. Механический, 4 и 6, ул. Пролетарская, 6, а именно: справки о стоимости работ (форма КС-3); в отношении каждого дома планы работ по текущему ремонту и содержанию на 2008 г.; отчеты о фактически произведенных затратах по текущему ремонту с отражение соотношения средств субсидий и средств, собранных с жителей дома (сумма платы за содержание и ремонт жилого помещения, начисленная собственниками и нанимателями). Следовательно, не представляется возможным установить, имеют ли работы, указанные в актах о приемке выполненных работ, отношение к планам работ на 2008 год по текущему ремонту и содержанию домов, которые утверждаются на общем собрании собственников путем голосования; за счет каких средств выполнены указанные в актах о работы (за счет средств субсидии либо за счет средств, собранных с жителей дома).

При этом, акты о приемке выполненных работ по адресу: г. Томск, пер. Механический, 4 и ул. Пролетарская от 6 от октября 2008 г. на суммы 19 449 руб. и 37 032,68 руб. соответственно выполнены до проведения проверки Счетной палаты, но не были предъявлены в Администрацию в октябре 2008 г. Кроме того, в актах отсутствуют сведения о заказчике и подрядчике текущего ремонта, номере и дате договора, на основании которого выполнялись работы по текущему ремонту дома, а также в актах не указан отчетный период.

В акт о приемке выполненных работ по текущему ремонту дома по адресу: г. Томск, пер. Механический, д. 6 от 06.11.2009 года на сумму 44 85 руб. также отсутствуют сведения о номере и дате договора, на основании которого выполнялись работы по текущему ремонту дома, не указан отчетный период; в качестве заказчика указано ООО “Жилсервис“, а при подписании акта ответчик указан в качестве подрядчика, при этом, на акте имеется печать Областного государственного учреждения - Центр по охране и использованию памятников культуры, объяснить причины наличия которой представитель ответчика апелляционному суду не смог.

Кроме того, постановлением Мэра г. Томска от 10.02.2009 г. N 83 “Об утверждении решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда“ дом по пер. Механический, 4 в г. Томске признан аварийным и подлежащим сносу.

В связи с чем, апелляционный суд соглашается с довод апеллянта о недоказанности ответчиком освоения суммы субсидий в размере 70 241 руб.

При таких обстоятельствах, не полное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены решения суда первой инстанции в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, и принятия в силу п. 2 ст. 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении требований истца.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с ООО “Жилсервис“ подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета по первой и апелляционной инстанциям в общей сумме 9 046,92 рублей.

Руководствуясь статьями 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 16 марта 2010 года по делу N А67-732/2010 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Жилсервис“, г. Томск в бюджет муниципального образования “Город Томск“ 277 346,70 рублей, полученных на основании Договора N 34 от 20.03.2008 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих расходов, связанных с содержанием и текущим ремонтом многоквартирных жилых домов.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Жилсервис“, г. Томск в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 9 046,92 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий:

Л.И.ЖДАНОВА

Судьи:

Т.А.КУЛЕШ

А.В.СОЛОДИЛОВ