Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.10.2010 по делу N А53-1458/2010 Заявление общества о признании недействительным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица при внесении изменений в сведения о юридическом лице в единый реестр удовлетворено. Суд исходил из того, что основания для отказа в осуществлении государственной регистрации, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, отсутствовали.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2010 г. по делу N А53-1458/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Мещерина А.И. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Донау-ру“, заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Тимченко О.Х.)
по делу N А53-1458/2010, установил следующее.

ООО “Донау-ру“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - ИФНС) от 11.01.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица при внесении изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы; признании недействительным решения от 11.01.2010 об отказе в государственной регистрации юридического лица при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы.

Решением от 12.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поданное обществом заявление не соответствовало установленной форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, поскольку заявитель воспользовалось формами, рекомендованными ФНС России. Суд первой инстанции отверг довод ИФНС о недостоверности сведений об адресе юридического лица, указав, что заинтересованное лицо не уполномочено проверять сведения, такое основание для отказа в государственной регистрации не предусмотрено пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о государственной регистрации).

Постановлением апелляционного суда от 26.07.2010 решение отменено, заявление общества удовлетворено. Апелляционный суд исходил из того, что основания для отказа в осуществлении государственной регистрации, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации, отсутствовали. ИФНС не указала норму закона, в силу которой ему позволено проверять достоверность сведений об адресе юридического лица для целей регистрации соответствующих изменений в учредительные документы. Формы заявлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной
регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей“ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не позволяли сообщить налоговой инспекции о переходе доли к обществу. Правительством не предусмотрены формы документов для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений, в связи с чем налоговый орган не вправе отказывать в осуществлении государственной регистрации, ссылаясь на подачу заявления по форме, рекомендованной ФНС России.

В кассационной жалобе ИФНС просит апелляционное постановление отменить, обществу в удовлетворении требований отказать. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и отказ в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы был произведен в строгом соответствии с законом, поскольку заявление, представленное заявителем не соответствовало установленной форме. Регистрирующий орган проверяет заявление о государственной регистрации на соответствие требований к оформлению документов, форму заявления, достоверность содержащихся в заявлении сведений в том числе на соблюдение требований к оформлению документов прилагаемых к заявлению о государственной регистрации согласно требованию Закона о государственной регистрации, а также требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, требования которого не применены судами.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по
следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 23.12.2009 в налоговую инспекцию поступило заявление общества о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, форма 13001, входящий номер 6837 (т. 1 л.д. 24 - 27) и заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственно реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), форма 14001, входящий номер 6838 (т. 1 л.д. 28 - 36).

Заявление общества о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подано в связи с изменением места нахождения юридического лица. Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ подано в связи с выходом из состава участников общества Ф.И.О. и приобретения его доли обществом.

11.01.2010 по заявлениям общества принято решение об отказе в государственной регистрации, поскольку при проведении контрольных мероприятий регистрирующим органом выявлено, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление юридического лица (т. 1 л.д. 19, 20).

Считая указанные решение налоговой инспекции незаконными, общество обжаловало их в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным либо действий (бездействия) незаконными,
необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно статье 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 указанного Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Апелляционный суд правомерно указал,
что формы заявлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей“ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не позволяли сообщить ИФНС о переходе доли к обществу, поскольку правительством не были предусмотрены формы документов для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 135 “О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ“ при рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в Реестр после 01.07.2009, судам необходимо иметь в виду, что формы N Р11001 “Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании“, N Р12001 “Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации“, N Р13001 “Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица“, N Р14001 “Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы“, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, не позволяют реализовать требования Закона N 312-ФЗ. Поэтому до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона о регистрации юридических лиц в редакции Закона N 312-ФЗ) внесение в Реестр регистрирующим органом записей на основании не указанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru (письмо ФНС
России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@), само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1 статьи 9 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

Таким образом, обязанность по представлению достоверной информации о юридическом лице (в том числе, о месте его нахождения) возложена названным законом на заявителя при государственной регистрации. Нормы Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не обязывают регистрирующий орган проверять достоверность указанных в заявлении сведений.

Доводы заявителя жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и принял по делу новый судебный акт. Следовательно, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является апелляционное постановление, несмотря на указание в кассационной жалобе ИФНС о несогласии с решением суда первой инстанции.

Нарушения норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А53-1458/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Н.ПЛОТНИКОВА

Судьи

А.И.МЕЩЕРИН

И.И.ФЕФЕЛОВА