Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.10.2010 по делу N А15-2546/2009 Оспариваемое истцом распоряжение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы хозяйства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности - нарушено право кооператива на участие в конкурсе при проведении аукциона (торгов), которые министерство не проводило.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2010 г. по делу N А15-2546/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Мещерина А.И. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства “Умар“, заинтересованных лиц: Министерства по управлению государственной собственностью Республики Дагестан, общества с ограниченной ответственностью “Радуга“, Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан, третьих лиц: Правительства Республики Дагестан, Управления Роснедвижимости по Республике Дагестан, сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) “Верхне-Казанищенский“, предпринимателя Абдурашидова И.М., предпринимателя Гамзатова А.Д., извещенных о времени и
месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Радуга“ на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.02.2010 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 (судьи Фриев А.Л., Джамбулатов С.И., Сулейманов З.М.) по делу N А15-2546/2009, установил следующее.

Глава КФХ “Умар“ (далее - КФХ “Умар“) обратился в арбитражный суд с иском к Министерству по управлению государственной собственностью Республики Дагестан (далее - министерство), ООО “Радуга“ (далее - общество) и Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан (далее - регистрационная служба) о признании недействительными: распоряжения от 23.05.2008 N 166-р, договора аренды от 23.05.2008 N 54, зарегистрированного 01.10.2008 права аренды общества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечены: Правительство Республики Дагестан, Управление Роснедвижимости по Республике Дагестан, СПК (колхоз) “Верхне-Казанищенский“, предприниматели Абдурашидов И.М. и Гамзатов А.Д.

Решением от 27.02.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.06.2010, восстановлен срок на подачу заявления, признано недействительным распоряжение министерства от 23.05.2008 N 166-р и договор от 23.05.2008 N 54, заключенный министерством и обществом об аренде земель сельскохозяйственного назначения площадью 1153,840033 га, в местности “Сафарали“ Кумторкалинского района, в остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое истцом распоряжение N166-р не соответствует закону и нарушает права и законные интересы хозяйства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности - нарушено право кооператива на участие в конкурсе при проведении аукциона (торгов), которые министерство, как уполномоченный орган по
распоряжению государственной собственностью Республики Дагестан не проводило. Следовательно, договор аренды является ничтожной сделкой, заключенной с нарушением закона. В части требований о признании недействительным зарегистрированного права аренды отказано, поскольку согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.04.2009 N 15148/08, законодательством не предусмотрен такой способ защиты.

В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Заявитель считает, что судами необоснованно восстановлен пропущенный срок обращения КФХ “Умар“ в арбитражный суд, поскольку отсутствует обязанность направлять копии ненормативных правовых актов третьим лицам, чьи права и законные интересы не нарушаются его принятием. По мнению общества, глава КФХ “Умар“ не предпринял должных мер для своевременного обращения в суд с иском, о наличии оспариваемого распоряжения истец узнал при рассмотрении арбитражного дела N А15-1110/2009. Кроме того, в деле отсутствуют доказательства того, что предоставлением спорного земельного участка в аренду нарушены права заявителя. Отсутствие предварительной публикации о предоставлении обществу земельного участка, при отсутствии заявлений других лиц, не является основанием для признания договора аренды недействительным. По состоянию на 02.06.2010 Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан согласно Указу Президента Республики Дагестан от 03.03.2010 N 54 преобразовано в Министерство земельных и имущественных отношений. Апелляционный суд в нарушение статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не произвел процессуальную замену. Общество истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, который не влечет его восстановление, поскольку решение о признании сделки недействительной, без применения последствий недействительности договора, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе,
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением администрации Буйнакского района от 16.10.2007 N 509 КФХ “Умар“ выделен в аренду на 49 лет земельный участок общей площадью 36 га (в том числе 29 га пастбищ и 7 га пашни) из земель колхоза “Верхне-Казанищенский“, в местности “Сафарали“, для сельхозпроизводства; хозяйству предписано произвести кадастровый учет земельного участка, пройти регистрацию в Буйнакском межрайонном отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан и зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве фермера - предпринимателя.

На основании указанного постановления администрацией Буйнакского района (арендодатель) и главой КФХ “Умар“ Умаровым И.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 17.10.2007 N 129, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 36 га из земель колхоза “Верхне-Казанищенский“, расположенных в местности “Сафарали“. Распоряжением от 23.05.2008 N 166-р министерство предоставило обществу в аренду сроком на 20 лет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (земли отгонного животноводства) общей площадью 103,042873 га (кадастровый номер 05:50:000058:4) и площадью 1050,79716 га (кадастровый номер 05:50:000058:4) в пределах Кумторкалинского района, ранее находившиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования колхоза “Верхне-Казанищенский“ Буйнакского района.

Регистрационной службой на указанные земельные участки зарегистрировано право собственности Республики Дагестан, о чем правообладателю выданы свидетельства о государственной регистрации права от 11.06.08 серии 05-АА N137426 и N05-АА 23.05.2008 министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 54 о передаче в аренду для ведения отгонного животноводства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в Кумторкалинском районе, общей площадью 1 153,840033 га (кадастровые номера 05:50:000058:4
и 05:50:000058:5. 01.10.08), договор зарегистрирован регистрационной службой.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.08.2009 по делу N А15-1110/2009 признано недействительным постановление администрации МО “Буйнакский район“ от 16.10.2007 N 509 “О предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет КФХ “Умар“ для сельхозпроизводства в сел. Верхнее Казанище“. КФХ “Умар“ для осуществления предпринимательской деятельности было заинтересовано в получении земельного участка на основании иного договора.

Полагая, что распоряжение от 01.02.2008 N 166-р и заключенный на основании этого распоряжения договор аренды от 23.05.08 N 54 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы хозяйства, его глава обратился в арбитражный суд с иском.

По смыслу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными
процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации (подпункт “в“ пункта 1 статьи 72) находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из названного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности Республики Дагестан, определен статьей 12 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 N 46 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан“, согласно пункту 1 которого земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет, находящиеся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, могут быть переданы в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) гражданам и юридическим лицам в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, других федеральных законов.

Пунктом 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что собственник передаваемого в аренду земельного участка обязан обеспечить подготовку и заблаговременное (не менее чем за 30 дней) опубликование сообщения о передаче в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в официальном печатном органе Республики Дагестан.

В силу статьи 22 (пункт 2)
Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в аренду могут быть предоставлены их собственниками в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Кодекса. В статье 34 Кодекса закреплен принцип эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Данные требования законодательства при заключении оспариваемого договора не соблюдены.

Суды при рассмотрении спора, установив нарушение требований статей 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, статьи 12 Закона Республики Дагестан “О статусе земель отгонного животноводства“ пришли к правомерному выводу о том, что нарушение принципа публичности при предоставлении земельного участка без надлежащей публикации об этом нарушает права конкретного хозяйства, которое фактически использовало земли в этой же местности, заинтересовано в получении земель для осуществления основной деятельности, которую не имеет возможности осуществлять при отсутствии земельного участка.

Доводы о необоснованном восстановлении срока подачи в арбитражный суд заявления главы КФХ “Умар“ направлены на переоценку выводов суда, признавшего указанные причины уважительными. Между тем в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка исследованных судами обстоятельств в компетенцию суда кассационной инстанции не входит. Министерство вправе самостоятельно обратиться с ходатайством о замене его правопреемником.

Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены либо изменения обжалованных судебных актов не установлено. Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя кассационной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, оплата которой по ходатайству общества отсрочена судом при принятии кассационной жалобы к производству.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.02.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 по делу N А15-2546/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Радуга“ в доход федерального бюджета 2 тыс. рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Н.ПЛОТНИКОВА

Судьи

А.И.МЕЩЕРИН

И.И.ФЕФЕЛОВА