Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.09.2010 по делу N А61-233/2010 В иске о признании незаконными действий агентства по разработке, утверждению, включению в конкурсную документацию и предоставлению государственного контракта, а также признании недействительным конкурса отказано, так как агентство вправе разрабатывать конкурсную документацию, включая государственный контракт. Условия проекта государственного контракта были известны истцу, до проведения конкурса возражений против них не поступало.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 г. по делу N А61-233/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2010.

Полный текст постановления изготовлен 15.09.2010.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Денека И.М., при участии от истца - Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания - Хасиева А.Б. (доверенность от 25.11.2009), от ответчика - Управления Республики Северная Осетия - Алания по размещению заказов для государственных нужд - Бзыковой В.А. (доверенность от 28.07.2010), в отсутствие третьего лица - федерального государственного унитарного предприятия “Федеральный кадастровый центр “Земля“, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу
Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.04.2010 (судья Носенко М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 (судьи Параскевова С.А., Винокурова Н.В., Казакова Г.В.) по делу N А61-233/2010, установил следующее.

Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к Агентству Республики Северная Осетия - Алания по размещению заказов для государственных нужд (далее - агентство) о признании незаконными действий агентства по разработке, утверждению, включению в конкурсную документацию и предоставлению государственного контракта ФГУП “Федеральный кадастровый центр “Земля“, а также признании недействительным конкурса от 07.12.2009.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ФГУП “Федеральный кадастровый центр “Земля“ (далее - предприятие).

Решением от 21.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.07.2010, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что агентство, являясь уполномоченным органом Республики Северная Осетия - Алания на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, вправе разрабатывать конкурсную документацию, включая государственный контракт. Условия проекта государственного контракта были известны министерству, до проведения конкурса возражений против них не поступало. Министерство не доказало, что оспариваемые действия агентства, а также проведение спорного конкурса нарушило прав и интересы республики. Разработанный агентством проект контракта не противоречит действующему законодательству.

В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, самостоятельно разработав проект государственного контракта без учета интересов министерства (заказчика), агентство вышло за рамки предоставленных ему законом полномочий. Согласно части 1 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации проект контракта разрабатывается государственным заказчиком.
Решением о создании агентства как уполномоченного органа ему не предоставлялось право на разработку и утверждение проекта государственного контракта. Министерству разработанный агентством проект госконтракта для утверждения не представлялся. При внесении изменений в разработанный агентством проект контракта Булконова Ф. не была уполномочена действовать от имени министерства. Разработанная агентством редакция контракта не соответствует интересам министерства, так как содержит условие о слишком коротком сроке приемке выполненных работ заказчиком; не содержит положений о том, что государственный заказчик не несет ответственности за несвоевременное финансирование и за финансирование не в полном объеме, явившееся результатом уменьшения бюджетных ассигнований; в контракте не установлена ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств.

В отзыве на жалобу ответчик просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они соответствуют закону; в отзыве также указано, что указом Главы Республики Северная Осетия - Алания от 25.06.2010 N 31 агентство переименовано в управление.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, министерство направило агентству заявку на размещение заказа на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оцифровке топографических материалов. Заявка подана по форме утвержденной агентством, подписана уполномоченными лицами. В заявке указан исполнитель -Булконова Ф.Х.

Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете “Северная Осетия“ 17.10.2009 и размещено в сети Интернет 19.10.2009.

7 декабря 2009 года по результатам оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе его победителем признано предприятие.

15 декабря 2009 года предприятие предложило заказчику (министерству) подписать государственный контракт в редакции, представленной с конкурсной документацией. Министерство, сославшись на то, что данная редакция контракта им не утверждалась,
изменило некоторые условия контракта и направило его предприятию.

Предприятием предложенная министерством редакция контракта не подписана.

При разрешении спора суд пришел к выводу о том, что, утверждая в составе конкурсной документации проект государственного контракта, агентство действовало в рамках своей компетенции как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон N 94-ФЗ) в случае, если создан орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков (далее также - уполномоченный орган), указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

В силу пункта 5 статьи 22 Закона N 94-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации. Согласно пункту 1 той же статьи Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 28 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган
в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.

В силу подпункта 1 пункта 3 Положения об агентстве Республики Северная Осетия - Алания по размещению заказов для государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.03.2007 N 55, агентство выполняет функции государственного заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Из указанных норм следует, что агентство как уполномоченный орган вправе разработать и утвердить проект государственного контракта.

Довод жалобы о том, что в Положении в качестве функции агентства разработка и утверждение государственного контракта не указаны, правомерно не принят судом во внимание. Выполнение функций государственного заказчика подразумевает под собой и разработку конкурсной документации, включая проект государственного контракта.

Обратившись с заявкой на размещение заказа, министерство проект контракта агентству не представило. В связи с этим агентство самостоятельно разработало и утвердило проект контракта как часть конкурсной документации. Довод заявителя о том, что агентство должно было возвратить министерству конкурсную документацию в связи с ее неукомплектованностью, не обоснован нормами права.

Ссылка заявителя на пункт 1 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации не обоснована. Согласно данной норме Кодекса проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. В соответствии с пунктами 2 и 3 той же статьи сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта,
не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта. Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

Данные нормы определяют порядок заключения государственного контракта при размещении заказа у единственного подрядчика.

Порядок заключения госконтракта по результатам торгов регламентируется специальными нормами Закона N 94-ФЗ и не предусматривает для участников торгов возможность изменения условий проекта контракта, являющегося частью конкурсной документации.

Кассационный суд также учитывает, что несогласованность действий министерства и агентства, обязанных действовать при размещении спорного заказа в интересах Республики Северная Осетия - Алания, не должна нарушать права победителя конкурса.

Довод о том, что Булконова Ф.Х., не имея соответствующих полномочий, действовать от имени министерства, изменила условия о критериях оценки, изложенные в заявке министерства, оценивался судом. На первом листе заявки заказчиком определены критерии оценки: цена, срок, гарантийный срок выполнения работ, в которые Булконовой Ф.Х. внесены изменения: зачеркнуты слова “гарантийный срок выполнения работ“, рядом
от руки написано “цена 50%, срок 50%“. Суд пришел к правомерному выводу, что такой критерий оценки как “гарантийный срок выполнения работ“ не отвечает принципу определенности и однозначности.

Довод о том, что разработанный агентством проект контракта, не содержит положений об ответственности подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств, оценивался и правильно отклонен судом, поскольку в разделе IV договора “Ответственность сторон“ соответствующие условия отражены.

Условие о том, что государственный заказчик не несет ответственности за несвоевременное финансирование и за финансирование не в полном объеме, явившееся результатом уменьшения бюджетных ассигнований, не является обязательным условием для государственного контракта.

Ссылка на то, что проект контракта содержит положение о слишком сжатом сроке приемки заказчиком выполненных работ, отклоняется, поскольку министерство не обосновало, каким образом это обстоятельство могло повлечь нарушение его прав как стороны сделки исходя из его условий.

Доводы заявителя о согласованности действий Булконовой Ф.Х., агентства и предприятия, имевших своей целью заключение невыгодного для министерства государственного контракта, не подтверждены доказательствами.

Иные доводы заявителя направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств, что не допускается в кассационном суде.

С четом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.04.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по делу N А61-233/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Ф.КУХАРЬ

Судьи

К.К.АЙБАТУЛИН

И.М.ДЕНЕКА