Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 N 07АП-2643/10 по делу N А02-1884/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование средств федерального бюджета.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2010 г. N 07АП-2643/10

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2010 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующей Т.А.Кулеш

судей Л.И.Ждановой

А.В.Солодилова,

при ведении протокола судебного заседания судьей Т.А.Кулеш,

при участии:

от заявителя: без участия, извещен,

от административного органа: - без участия, извещено,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае

на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 08.02.2010 года по делу N А02-1884/2009 (судья Л.А.Кулакова)

по заявлению Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2009 г. по делу N 23 ЮЛ-09 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением арбитражного суда от 08.02.2010 г. заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы Управление указывает, что в действиях Комитета имеется состав административного правонарушения, поскольку Комитетом допущено нецелевое расходование бюджетных средств.

Комитетом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Комитет и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции пришел
к следующим выводам.

В 2008 году Комитет получил из федерального бюджета субвенции в сумме 124 500 рублей.

10.10.2008 г. Комитет заключил договор возмездного оказания услуг N 21 с Иркитовым Л.Л. на проведение мероприятий в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира (проведение учетных работ). По условиям договора N 21 стоимость услуг была определена в размере 10 000 рублей, включая налог на доходы физических лиц.

Во исполнение указанного договора Иркитовым Л.Л. были оказаны услуги по проведению учета выдры и норки. По расходному кассовому ордеру N 122 от 05.12.2008 г. Комитет выплатил Иркитову Л.Л. 10000 рублей. Кроме этого, был уплачен налог на доходы физического лица.

27.02.2009 г. Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу был составлен акт N С-20в внеплановой проверки исполнения Комитетом переданных ему полномочий в области охраны объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации, в области охраны и использования иных объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и водным биологическим ресурсам, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального назначения.

В ходе проверки были установлены признаки нецелевого расходования бюджетных средств из субвенций, выделенных Республике Алтай из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира. Полученные субвенции использованы на оплату услуг по учету и проведению мониторинга выдры речной и норки.

28.10.2009 г. начальником организационно-аналитического отдела Управления Борисовой Т.В. на основании акта N С-20в в отношении Комитета был составлен протокол об административном правонарушении.

В указанном протоколе должностное лицо Управления сделало вывод о том, что оказанные Иркитовым Л.Л. услуги
не являются полномочиями Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданными Комитету в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире“ (Закон N 52-ФЗ).

Управление также сделало вывод о нарушении Комитетом статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления в 2008 - 2010 годах субвенций.

Постановлением от 30.11.2009 г. по делу N 23 ЮЛ-09 руководитель Управления привлек Комитет к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Комитет оспорил его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что в действиях Комитета отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о
бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом данного правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

В соответствии с положениями статьи 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

В связи с этим организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Комитет использовал полученные
в 2008 году из федерального бюджета субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, переданные Комитету в соответствии со статьей 6 Закона N 52-ФЗ.

В силу пункта 2 Правил предоставления в 2008 - 2010 годах субвенций, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральной службе по надзору в сфере природопользования на соответствующий финансовый год на финансовое обеспечение полномочий в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов), осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Закона N 52-ФЗ.

Из статьи 6 Закона N 52-ФЗ следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, в том числе: на регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; на ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования
и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.

Системный анализ данных норм позволяет сделать вывод о том, что субъектам Российской Федерации не могут быть переданы лишь полномочия по регулированию численности и ведению государственного учета численности, государственного мониторинга и государственного кадастра тех объектов животного мира, которые находятся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Иных исключений, статья 6 Закона N 52-ФЗ не содержит.

Все остальные полномочия Российской Федерации, перечисленные в статье 6 Закона N 52-ФЗ, подлежат передаче субъектам Российской Федерации, в том числе в отношении объектов животного мира, отнесенных и не отнесенных к объектам охоты.

Судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что Комитет был создан указом Главы Республики Алтай, председателя Правительства Республики Алтай от 26.10.2007 г. N 184-у исключительно для осуществления функций по реализации государственной политики в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также водных биологических ресурсов Республики Алтай, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 20.12.2007 г. N 288 Комитет включен в структуру исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.

Создание Комитета было обусловлено передачей Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования животного мира в соответствии со статьей 6 Закона N 52-ФЗ.

Из положений пунктов 1, 2.3 постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2007 г. N 288 (в редакции постановления от 17.04.2008 г. N 86) “Вопросы ведения Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай“ следует, что Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию
в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, правоприменительные и иные функции в установленной сфере деятельности.

К функциям Комитета относится ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах Республики Алтай, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.

Материалами дела подтверждается, что финансирование Комитета осуществляется за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов. Иного источника финансирования Комитет не имеет.

Все полученные из федерального бюджета денежные средства Комитет должен использовать на осуществление полномочии в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, переданных ему Российской Федерацией.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности Управлением того, что учет выдры речной и норки не относится к полномочиям, переданным Российской Федерацией Комитету и не может осуществляться за счет полученных субвенций.

Из материалов дела следует, что учет численности выдры речной и норки осуществлялся Иркитовым Л.Л. в 2008 году на территории Майминского района Республики Алтай, которая не отнесена к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Следовательно, учет численности данных объектов животного мира осуществлен Комитетом в рамках полномочий, переданных Российской Федерацией Республике Алтай в соответствии со статьей 6 Закона N 52-ФЗ и мог производиться за счет субвенций, полученных из
федерального бюджета.

Согласно Приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.04.2005 г. N 70 “Об утверждении перечня объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении“ выдра является объектом охоты, которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении.

Статьей 4 Закона N 52-ФЗ определено, что к федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира - отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении.

Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что полномочия Российской Федерации по учету и мониторингу выдры (отнесенной к особо ценным в хозяйственном отношении объектам животного мира), переданные субъекту Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Закона N 52-ФЗ, должны осуществляться субъектом за счет субвенций из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что полномочия Российской Федерации по учету и мониторингу выдры (отнесенной к особо ценным в хозяйственном отношении объектам животного мира), переданные субъекту Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Закона N 51-ФЗ, должны осуществляться субъектом за счет субвенций из федерального бюджета, является правильным.

Материалы дела не содержат доказательств того, что выделенные Комитету в 2008 году субвенции в общей сумме 124 500 рублей были предоставлены на иные, конкретные цели, для осуществления иных полномочий, не связанных с полномочиями в области охраны и использования объектов животного мира, переданными Российской Федерацией Республике Алтай на основании статьи 6 Закона N 52-ФЗ.

При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управлением не доказано использование Комитетом 10 000 рублей для оплаты услуг Иркитова Л.Л. по учету выдры и норки на территории
Майминского района Республики Алтай на цели, не связанные с осуществлением полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, переданными Российской Федерацией Республике Алтай на основании статьи 6 Закона N 52-ФЗ.

В связи с чем, в действиях Комитета отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 08.02.2010 года по делу N А02-1884/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующая

Т.А.КУЛЕШ

Судьи

Л.И.ЖДАНОВА

А.В.СОЛОДИЛОВ