Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.09.2010 по делу N А53-31148/2009 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении общества к ответственности по статье 15.1 КоАП РФ отказано, так как факт хранения свободных денежных средств не в помещении надлежаще оборудованной кассовой комнаты подтвержден материалами проверки. Процессуальных нарушений налоговым органом не допущено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 сентября 2010 г. по делу N А53-31148/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 1 сентября 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Дорогиной Т.Н. и Зорина Л.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “АвтоДом“ и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 088/2010-3098 - 088/2010-3100), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “АвтоДом“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2010 (судья Липатова В.И.) и постановление
Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 (судьи Смотрова Н.Н., Золотухина С.И., Ткаченко Т.И.) по делу N А53-31148/2009, установил следующее.

ООО “АвтоДом“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) от 08.12.2009 N 108 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010, в удовлетворении заявления отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что факт хранения свободных денежных средств не в помещении надлежаще оборудованной кассовой комнаты подтвержден материалами проверки. Процессуальных нарушений налоговым органом не допущено.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Податель жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представителю общества не были разъяснены права и обязанности, при осмотре ломбарда понятые не участвовали. В процессе проверки осматривалось помещение ломбарда, а не кассы.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция на основании поручения от 12.11.2009 N 924 провела проверку общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и полноты учета выручки, соблюдения порядка ведения кассовых
операций и порядка работы с денежной наличностью за период с 01.09.2009 по 12.11.2009 при осуществлении им деятельности в ломбарде “Выкуп“ (протокол осмотра от 12.11.2009, акт от 27.11.2009 N 399).

В ходе проверки установлено, что прием, выдача и хранение наличных денежных средств осуществляется в помещении ломбарда; изолированное, специально оборудованное помещение кассы, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных средств отсутствует; в помещение отсутствует специальное окошко для выдачи денег, сейф не прикреплен к стене и полу (установлен на нижней полке стеллажа); помещение не является изолированным, имеется деревянная дверь для доступа в подсобные помещения. На момент составления протокола осмотра в сейфе находились денежные средства в размере 720 рублей.

27 ноября 2009 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 325.

Постановлением от 08.12.2009 N 108 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 тыс. рублей.

Суды, отказывая обществу в удовлетворении заявления о признании указанного постановления незаконным и его отмене, правильно применил нормы права.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Согласно положениям пункта 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40, в соответствии с пунктом 3 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать
кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3. В соответствии с пунктом 3 данного приложения для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем.

Суды установили, что в нарушение указанных требований общество хранит свободные денежные средства не в помещении кассы, оборудованном в соответствии с требованиями Порядка, сейф не укреплен надлежащим образом. Данные обстоятельства подтверждены материалами проверки, в частности, протоколом осмотра помещения ломбарда, актом проверки, протоколом об административном правонарушении. Основания полагать эти документы недопустимыми доказательствами отсутствуют, об их фальсификации общество не заявляло.

Доводы общества о
процессуальных нарушениях, допущенных налоговым органом, проверены судебными инстанциями и признаны необоснованными.

Согласно поручению от 12.11.2009 N 924 проверке подлежала деятельность общества, в том числе, в части соблюдения порядка ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью в ломбарде “Выкуп“. Следовательно, противоречий в характере и месте проверки не допущено.

Осмотр помещения производился в присутствии двух понятых, работников общества; замечания на протокол не заявлены. Довод общества о том, что названные лица при проверке не присутствовали, не подтвержден документально. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя Ширшикова В.В.

Согласно статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Составление протокола об административном правонарушении с нарушением срока не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Нарушение прав заявителя не доказано.

Таким образом, вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде нарушения порядка ведения кассовых операций, выразившегося в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, является обоснованным.

Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2010 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2010 по делу N А53-31148/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.А.БОБРОВА

Судьи

Т.Н.ДОРОГИНА

Л.В.ЗОРИН