Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2010 по делу N А63-17302/2009 С ответчиков в пользу истца взыскана задолженность по выплате субсидии на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур. Судебный акт мотивирован тем, что предприятие является сельскохозяйственным товаропроизводителем, следовательно, имеет право на получение субсидии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2010 г. по делу N А63-17302/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Переход И.А. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - муниципального унитарного предприятия Ставропольского края машино-технологическая станция “Арзгирская“ - Пастельняк А.В. (доверенность от 15.09.2009), от ответчика - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края Майоровой Е.Н. (доверенность от 19.11.2009) и Состиной Л.В. (доверенность от 13.11.2009), в отсутствие ответчика - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Ставропольского края на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 по делу N А63-17302/2009 (судьи Параскевова С.А., Казакова Г.В., Винокурова Н.В.), установил следующее.

МУП СК СМТС “Арзгирская“ (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (далее - министерство) и к Министерству сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство СК) о взыскании задолженности в размере 749 513 рублей 06 копеек по выплате субсидии на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур посева 2008 года по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур от 17.10.2008 СХ-Ст N 0038 (далее - договор).

Министерство СК заявило встречное исковое требование о возврате ошибочно перечисленной суммы в размере 324 361 рубля 94 копеек в бюджет Ставропольского края.

Решением от 05.02.2010 в удовлетворении первоначальных исковых требований было отказано, встречный иск удовлетворен.

Постановлением апелляционного суда от 05.05.2010 решение от 05.02.2010 отменено, с ответчиков в пользу истца взыскано 749 513 рублей 06 копеек. В удовлетворении встречного иска министерства СК отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предприятие является сельскохозяйственным товаропроизводителем, следовательно, имеет право на получение субсидии на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур посева 2008 года по договору.

В кассационных жалобах заявители просят отменить постановление от 05.05.2010. По мнению заявителей, доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции предприятия в 2008 году была менее 70 процентов, а предприятие не состоит в реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей, следовательно, не имеет права на получение субсидии. Суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, так как не учел, что возникшие между сторонами
отношения регулируются нормами бюджетного законодательства. В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства расходуются только в соответствии с законодательными актами о бюджете в течение соответствующего финансового года. В связи с этим предоставление в 2009 году субсидии на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур должно осуществляться в соответствии с Законом о бюджете на 2009 год и нормативными актами, регулирующими предоставление данного вида субсидий в 2009 году.

В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить в силе постановление апелляционной инстанции.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.30 10.08.2010. Информация о начале судебного заседания после перерыва размещена в сети Интернет на сайте Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 17.10.2008 ЗАО “РОСАГРОСТРАХ“ (далее - общество) и предприятие заключили договор, предметом которого являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском утраты урожая озимой пшеницы, посеянной в 2008 году. Размер страховой премии по договору составляет 2 147 750 рублей.

24 октября 2008 года предприятие платежным поручением N 1101 перечислило обществу денежные средства в размере 2 147 750 рублей.

В октябре 2008 года предприятие обратилось в министерство СК с заявлением о выплате субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур по договору в размере 1 073 875 рублей.

Платежным поручением от 16.06.2009 N 5548 предприятию перечислено 324 361 рубль 94 копейки.

Поскольку предприятию отказано в предоставлении субсидии в размере 749 513 рублей 06 копеек, оно обратилось в арбитражный суд
с иском к министерству и министерству СК о взыскании разницы между суммой, уплаченной министерством СК, и суммой субсидии, подлежащей уплате, в размере 749 513 рублей 06 копеек.

Министерство СК, полагая, что предприятие по итогам деятельности за 2008 год не соответствует статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, обратилось в суд со встречным иском о взыскании 324 361 рубля 94 копеек как ошибочно уплаченной предприятию субсидии.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ “О развитии сельского хозяйства“ (далее - Закон о развитии сельского хозяйства) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Апелляционный суд установил, что из отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2008 год по форме N 6-АПК (годовая) доля общего дохода предприятия от реализации сельскохозяйственной продукции к общему доходу от реализации за отчетный период составляет 63 процента, а за 2007 год составляла 86 процентов, и пришел к правомерному выводу, что результаты экономической деятельности предприятия позволяют отнести его к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В соответствии со статьей 12 Закона о развитии сельского хозяйства сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники,
плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая), в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы).

Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Апелляционным судом установлено, что отношения между предприятием, министерством СК и министерством возникли в 2008 году. В указанный период действовали правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 254 “О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений“ (далее - правила) и постановление правительства Ставропольского края от 21.06.2006 N 88-п “О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края в области страхования“ (далее - постановление СК).

Пунктом 2 правил предусмотрено предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в размере 40 процентов уплаченной страховой премии по договору страхования урожая.

Пунктом 3 постановления СК предусмотрено, что субсидии предоставляются получателям в размере 10 процентов уплаченной страховой
премии по договору сельскохозяйственного страхования за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год.

Судом апелляционной инстанции установлено, что предприятие в октябре 2008 года предоставило в Министерство сельского хозяйства Ставропольского края указанные в пункте 6 Правил документы на получение целевых денежных средств, которые были приняты Министерством, в связи с чем были перечислены частично денежные средства в виде субсидии в размере 324 361 рубля 94 копеек.

Отказ министерства и министерства СК в выплате предприятию субсидии в размере 749 513 рублей 06 копеек был мотивирован изменениями действующего законодательства и Правил предоставления субсидий.

В силу статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1091 утверждены правила предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений. Постановление вступает в силу с 01.01.2009, Постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 254 “О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая
сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений“ утратило силу.

Средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и средства бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются сельскохозяйственными товаропроизводителями в размере не менее 50 процентов уплаченной ими страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.

На основании указанного постановления, Правительством Ставропольского края приняты постановления от 18.02.2009 N 39-п “Об утверждении порядка предоставления в 2009-2011 годах за счет средств бюджета Ставропольского края субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений“ и N 36 - “Об учете субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства Ставропольского края“, в которых указано, что постановления вступают в силу со дня принятия, а постановление Правительства Ставропольского края от 21.06.2006 N 88-п “О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края в области страхования“ утратило силу.

Таким образом, апелляционный суд пришел к правомерному выводу, что к отношениям между предприятием, министерством и министерством СК, возникшим в 2008 году, указанные постановления не подлежат применению, и могут быть применены только к правам и обязанностям, возникшим после 01.01.2009.

Апелляционный суд обоснованно пришел к выводу, что у предприятия имеются основания для получения субсидии на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур посева 2008 года по договору.

Судом апелляционной инстанции установлено, что по договору предприятием произведена оплата обществу в сумме 2 147 750 рублей, следовательно, общий размер субсидии равен 50 процентам уплаченной страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования, что составляет 1 073 875 рублей.

Учитывая, что министерством СК предприятию предоставлена субсидия в размере 324 361 рубля 94 копеек, с ответчиков правильно взыскано 749 513 рублей
06 копеек на компенсацию части затрат по страхованию озимых сельскохозяйственных культур посева 2008 года по договору.

В связи с тем, что 16.06.2009 министерство СК платежным поручением от 16.06.2009 N 5548 перечислило предприятию 324 361 рубль 94 копейки субсидии на компенсацию части затрат по договору обоснованно, апелляционный суд правомерно считает, что встречные исковые требования министерства СК о взыскании с предприятия ошибочно перечисленных денежных средств в сумме 324 361 рубля 94 копеек на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению.

Кассационная инстанция отклонила довод жалобы о неправильном применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Отношения между сторонами возникли в связи с отказом уполномоченных государственных органов предоставить сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии, право на получение которых у него возникло по договору страхования 2008 года. Указанные отношения находятся вне сферы регулирования Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта. Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 05.05.2010 по делу N А63-17302/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.И.САВЕНКО

Судьи

И.А.ПЕРЕХОД

Н.В.ЧЕСНЯК