Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.08.2010 по делу N А32-3198/2010 Признаны незаконными действия (решение) департамента об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка. Суд обязал департамент в месячный срок направить в адрес общества проект соответствующего договора купли-продажи земельного участка. Судебный акт мотивирован тем, что истребование заинтересованным лицом от заявителя свидетельств о праве собственности на объекты не обосновано, поскольку данные строения не являются объектами капитального строительства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2010 г. по делу N А32-3198/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Мещерина А.И. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Фирма “Стройбытуслуги“ - Чиченова В.Н. (доверенность от 22.01.2010), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Дикарева А.А. (доверенность от 29.03.2010), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2010 по делу N А32-3198/2010 (судья Анциферов В.А.),
установил следующее.

ООО “Фирма “Стройбытуслуги“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) от 29.12.2009 N 52-20917/09-32.23 о предоставлении в собственность земельного участка; понуждении департамента расторгнуть с заявителем договор аренды земельного участка и заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:43:04 03 002:0027.

Решением суда от 28.04.2010 признаны незаконными действия (решение) департамента от 29.12.2009 N 52-20917/09-32.23 об отказе в предоставлении в собственность обществу земельного участка площадью 10 126 кв. м с кадастровым номером 23:43:04 03 002:0027, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Новороссийская, 232. Суд обязал департамент в месячный срок с момента вступления решения в законную силу направить в адрес общества проект соответствующего договора купли-продажи земельного участка. Судебный акт мотивирован тем, что истребование заинтересованным лицом от заявителя свидетельств о праве собственности на объекты (литеры Г12, Г13, Г17, Г20, Г21, Г22, Г24, Г25) не обосновано, поскольку данные строения не являются объектами капитального строительства.

Требования об обязании департамента расторгнуть договор аренды и заключить договор купли-продажи земельного участка оставлены без рассмотрения ввиду несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора.

В кассационной жалобе департамент просит отменить решение суда от 28.04.2010, дело направить на новое рассмотрение. Заявитель полагает, что суд необоснованно не разрешил вопрос о выкупной цене земельного участка, поскольку общество не согласно с ценой, определенной департаментом, и не оценил доводы департамента о необходимости предоставления заявителем доказательств одобрения крупной сделки по установленной департаментом цене.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц высказали свои доводы и возражения.

Изучив
материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать.

Как установлено судом и видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по ул. Новороссийской, 232 Карасунского внутригородского округа города Краснодара:

- склад (литера Д) площадью 285, 9 кв. м, 1964 года постройки;

- нежилое помещение N 3 первого этажа здания (литера Д1) площадью 22,2 кв. м;

- гараж (литера Е) площадью 363,5 кв. м, 1960 года постройки;

- часть здания (литеры под/Б, Б, Б1, Б2, б), нежилые помещения N 1- 8 первого этажа здания (литера Б) общей площадью 212,8 кв. м, нежилые помещения N 1 - 6, 6/1, 6/2, 7, 8 второго этажа здания (литера Б1) общей площадью 185,8 кв. м, нежилые помещения N 1, 3, 5, 5/1, 6, 6/1, 7, 7/1, 9, 9/1 подвала здания (литера под/Б) общей площадью 136,2 кв. м, 1970 года постройки;

- станция технического обслуживания (литера Б2) площадью 137,5 кв. м, 2003 года постройки;

- цех с пристройкой (литеры А, а), площадью 605,3 кв. м, 1965 года постройки;

- бытовое (литера 3) площадью 46,9 кв. м, 1965 года постройки;

- котельная (литеры Г, под/Г, г) площадью 330,4 кв. м, 1965 года постройки;

- лаборатория (литера Л) площадью 16,6 кв. м, 1970 года постройки;

- цех арматурный (литера И) площадью 39 кв. м, 1976 года постройки;

- лесопильный цех (литеры В, в) площадью 168,5 кв. м, 1965 года постройки;

- нежилые помещения N 1, 2, 5 первого этажа здания (литера М), нежилые помещения N 1, 2 второго этажа (литера М) площадью 365,3 кв. м, 2004 года постройки; -
склад (литера Г23) площадью 184,5 кв. м.

Указанные объекты расположены на арендуемом заявителем земельном участке, находящемся в государственной собственности, площадью 10 126 кв. м, с кадастровым номером 23:43:04 03 002:0027, предназначенном для эксплуатации зданий и сооружений производственной базы.

17 декабря 2008 года общество обратилось в департамент с заявлением о приобретении в собственность за плату арендуемого земельного участка.

В письме от 31.12.2008 N 52-18627/08-31.04 “О предоставлении документов“ департамент потребовал от заявителя дополнительные документы, в том числе протокол с решением о приобретении земельного участка, с указанием цены выкупа земельного участка, так как заявителем 17.12.2008 предоставлен протокол N 5 внеочередного общего собрания участников общества от 05.12.2008 с решением о выкупе земельного участка без цены выкупа.

В ответ заявителем 12.02.2009 представлены все истребованные документы, в том числе протокол N 1 внеочередного общего собрания участников общества от 16.01.2009 с решением о выкупе земельного участка по цене 1 500 тыс. рублей.

12 мая 2009 года департамент возвратил обществу документы, так как часть земельного участка находится в границах красных линий.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2009 по делу N А32-26348/2009-59/554 решение городской Думы г. Краснодара от 25.12.2003 N 42 “Об утверждении проекта красных линий улиц Адыгейской Набережной, им. Буденного, Воронежской, КИМ, Красных Партизан, Новороссийской и Ялтинской в городе Краснодаре“ признано не соответствующим частям 5 - 10 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктам 4.1 и 4.4 Инструкции “О порядке проектирования и установления красных линий в городах и поселениях Российской Федерации“, утвержденной постановлением Госстроя России от 16.04.1998 N 18-30 (РДС 30-3 201-98), а также не действующим в части утверждения
проекта красных линий по ул. Новороссийской, 232.

8 октября 2009 года общество вновь обратилось в департамент с заявлением о приобретении в собственность за плату земельного участка.

В письме от 17.11.2009 N 52-17815/09-32.23 департамент сообщил, что в соответствии с протоколом N 1 внеочередного общего собрания участников общества от 16.01.2009 одобрена сделка по приобретению земельного участка в собственность за 1 500 тыс. рублей, в то время как выкупная стоимость составляет 2 930 709 рублей 95 копеек; в материалах дела отсутствуют свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке; необходимо представить выписки из Единого государственного реестра прав на актуальную дату; при приобретении в собственность земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ заявитель должен представить документы, подтверждающие отчуждение строений, расположенных на испрашиваемом земельном участке из государственной или муниципальной собственности, и документ, подтверждающий, что имущество до приватизации находилось в государственной собственности.

1 декабря 2009 года заявитель еще раз обратился в департамент с заявлением о приобретении в собственность за плату арендуемого земельного участка.

Общество представило департаменту документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.

Решением департамента от 29.12.2009 в предоставлении земельного участка в собственность заявителю отказано. Департамент указал, что согласно протоколу N 1 внеочередного общего собрания общества от 16.01.2009 одобрена сделка
на приобретение земельного участка в собственность по цене 1 500 тыс. рублей, в то время как выкупная стоимость составляет 2 930 709 рублей 95 копеек; не представлены документы, подтверждающие, что имущество до приватизации находилось в государственной собственности, а также не представлены свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке (литеры Г12; Г13; Г17; Г20; Г21; Г22; Г24; Г25).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания арбитражным судом действия (бездействия) необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Удовлетворяя требования общества, суд указал на незаконность истребования департаментом свидетельств о праве собственности на объекты (литеры Г12, Г13, Г17, Г20, Г21, Г22, Г24, Г25), так как эти строения согласно заключению строительно-технической экспертизы не являются объектами капитального строительства.

Данный вывод суда соответствует материалам дела и заявителем жалобы не оспаривается.

Ссылаясь на незаконность принятого судебного акта, департамент
полагает, что суду следовало решить вопрос о выкупной цене земельного участка и дать оценку доводам департамента о необходимости предоставления заявителем доказательств одобрения крупной сделки по установленной департаментом цене.

Данные доводы не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку в удовлетворенной части спор заявлен и рассмотрен судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд обязал департамент принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В обжалуемом судебном акте отсутствует указание на обязанность департамента заключить договор купли-продажи по определенной цене, так как требования общества об обязании департамента заключить договор купли-продажи участка оставлены без рассмотрения ввиду несоблюдения заявителем досудебного порядка урегулирования спора.

Поскольку требование о понуждении заключить договор купли-продажи не рассматривалось, суд правомерно не решал вопрос о выкупной цене земельного участка.

Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11) в тех
случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

Таким образом, установленная судом обязанность департамента принять решение о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка и направить обществу проект договора купли-продажи этого участка соответствует положениям пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11. Департамент должен указать в проекте договора стоимость земельного участка, рассчитанную исходя из положений действующего законодательства. В случае возникновения спора о выкупной цене земельного участка договор купли-продажи заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2010 по делу N А32-3198/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И.АФОНИНА

Судьи

А.И.МЕЩЕРИН

О.Л.РАССКАЗОВ