Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.07.2010 по делу N А32-2599/2010 В удовлетворении заявленных требований отказано, так как заявитель не доказал факт нарушения его прав, поскольку из материалов дела невозможно установить, что спорным постановлением акционерному обществу передан земельный участок, принадлежащий фермерскому хозяйству. В материалах дела отсутствуют доказательства формирования в установленном порядке земельного участка, незаконно переданного от заявителя к акционерному обществу, как объекта гражданских прав.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2010 г. по делу N А32-2599/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - крестьянского фермерского хозяйства “Мальвина“ - Багиной Г.Ф. (глава хозяйства), в отсутствие заинтересованных лиц: администрации муниципального образования город Новороссийск, закрытого акционерного общества “Раевская и В“, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу крестьянского фермерского хозяйства “Мальвина“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2010 по делу
N А32-2599/2010 (судья Данько М.М.), установил следующее.

КФХ “Мальвина“ (далее - фермерское хозяйство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация), закрытому акционерному обществу “Раевская и В“ (далее - акционерное общество) о признании недействительным постановления от 25.11.1999 N 1701 о предоставлении акционерному обществу земельного участка размером 75 га в части выделения 8 га (входящих в состав общего земельного участка 75 га), принадлежащих на праве собственности фермерскому хозяйству; об обязании администрации муниципального образования город-герой Новороссийск восстановить нарушенное право фермерского хозяйства путем выделения из состава земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края равного по площади (8 га) земельного участка в окрестностях г. Новороссийска (в районе станицы Раевской, станицы Натухаевской, х. Победа, пос. Абрау-Дюрсо) для использования фермерским хозяйством по целевому назначению - для производства сельскохозяйственной продукции; о признании права собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения размером 8 га за фермерским хозяйством.

Требования мотивированы тем, что обжалуемым постановлением земельный участок, принадлежащий фермерскому хозяйству, неправомерно передан акционерному обществу.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что заявитель не доказал факт нарушения его прав, поскольку из материалов дела невозможно установить, что спорным постановлением акционерному обществу передан земельный участок, принадлежащий фермерскому хозяйству. В материалах дела отсутствуют доказательства формирования в установленном порядке земельного участка, незаконно переданного от заявителя к акционерному обществу, как объекта гражданских прав.

В кассационной жалобе фермерское хозяйство просит решение от 06.04.2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд первой инстанции не исследовал обстоятельства выдела
земельного участка площадью 15 га, который был предметом залога в банке в 1993 году. Указанные обстоятельства свидетельствуют о существовании названного земельного участка как объекта прав. Суд не учел, что схемы границ участка фермерского хозяйства не сохранились, а также сделал неправомерный вывод о том, что указанный земельный участок не может быть предметом гражданского оборота, поскольку необходимость его постановки на кадастровый учет возникла лишь в 2000 году. Суд первой инстанции лишил фермерское хозяйство права собственности.

От лиц участвующих в деле отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В судебном заседании глава фермерского хозяйства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы администрации г. Новороссийска от 23.03.1993 N 891 “Об отводе земельного участка площадью 15 га крестьянскому фермерскому хозяйству “Мальвина“ заявителю предоставлен земельный участок площадью 15 га, из которых 8 га в собственность и 7 га в арендное пользование.

Постановлением главы администрации г. Новороссийска от 25.11.1999 N 1701 (далее - постановление N 1701) акционерному обществу предоставлен земельный участок площадью 75 га из земель запаса города Новороссийска в районе х. Победы для создания питомника по развитию отрасли элитного виноградарства в долгосрочную аренду сроком на 10 лет.

Заявитель, считая, что предоставленный ему земельный участок площадью 15 га вошел в переданный постановлением N 1701 акционерному обществу земельный участок общей площадью 75 га, обратился в суд с заявлением.

Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав материалы дела, пришел к правильному выводу об отсутствии
оснований для удовлетворения требований фермерского хозяйства.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“. Согласно названной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны определенные в Законе сведения.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Таким образом, данным законом установлен особый порядок предоставления земель для деятельности крестьянских фермерских хозяйств.

Судом первой инстанции установлено, что доказательства подготовки кадастрового плана
или кадастровой карты испрашиваемого земельного участка, в материалы дела не представлены.

В силу статьи 6 Земельного Кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Согласно пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По правилам пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения записи в Единый государственный реестр земель.

Как установил суд первой инстанции и не отрицает заявитель, принадлежащий ему земельный участок площадью 15 га на кадастровый учет не поставлен, его границы в установленном порядке не определены. При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав фермерского хозяйства постановлением N 1701.

Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что названный земельный участок является объектом права, а также о лишении судом первой инстанции права собственности фермерского хозяйства, являются несостоятельными. То обстоятельство, что необходимость постановки участка на кадастровый учет возникла с 2000 года, не означает, что в настоящий момент земельный участок не подлежит кадастровому учету.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана верная правовая оценка.

Кассационный суд отмечает, что после
определения границ испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства глава хозяйства не лишен возможности зарегистрировать за собой право собственности на основании постановления от 23.03.1994 N 891. Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровой карте или плане соответствующей территории закреплена в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2010 по делу N А32-2599/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.В.АВАРЯСКИН

Судьи

А.В.САДОВНИКОВ

И.И.ФЕФЕЛОВА