Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.06.2010 по делу N А32-47790/2009 Суд признал незаконными действия Управления и учреждения, выразившиеся в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в части внесения сведений о местоположении его границ. Судебные акты мотивированы тем, что торговый дом не принимал участия в согласовании границ земельного участка, надлежащим образом не извещался о соответствующей процедуре.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2010 г. по делу N А32-47790/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Аваряскина В.В. и Епифанова В.Е., при участии от заявителя общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Полтавский комбинат хлебопродуктов“ Задерей Л.А., от заинтересованного лица федерального государственного учреждения по Краснодарскому краю “Земельная кадастровая палата“ - Ржевской Е.М., от третьего лица общества с ограниченной ответственностью “Производственно-коммерческая фирма “АСМА“ - Конюшнего П.Г., в отсутствие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования г.
Краснодар, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного учреждения по Краснодарскому краю “Земельная кадастровая палата“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2010 (судья Анциферов В.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 (судьи Ломидзе О.Г., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А32-47790/2009, установил следующее.

ООО “Торговый дом “Полтавский комбинат хлебопродуктов“ (далее - торговый дом) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю (далее - управление), ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании незаконными действий по осуществлению государственного кадастрового учета сведений о местоположении границ земельного участка, находящегося по адресу: г. Краснодар, ул. Садовая/Северная, 98/393, и об обязании заинтересованных лиц внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, касающиеся местоположения границ названного земельного участка в виде уменьшения длины линий поворотных точек н12-н1 с 1,32 м до 0,32 м и 9-8 с 33.04 м до 32,05 м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация), ООО “ПКФ “АСМА“ (далее - общество).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010, заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконными действия управления и учреждения, выразившиеся в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:43:0310024:35, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Садовая/Северная, 98/393 в части внесения сведений о местоположении его границ. В удовлетворении требования об обязании заинтересованных лиц внести
изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, касающиеся местоположения границ земельного участка, в виде уменьшения длины линий поворотных точек отказано. Судебные акты мотивированы тем, что торговый дом не принимал участия в согласовании границ земельного участка, надлежащим образом не извещался о соответствующей процедуре, поэтому заинтересованными лицами нарушены пункт 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период), пункт 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, согласно которым при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями.

В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в удовлетворенной части и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель указывает, что управление утвердило материалы межевания в рамках проведения государственного кадастрового учета земельного участка N 23:43:0310024:35, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Садовая/Северная, 98/393. По мнению заявителя, для целей проведения кадастрового учета земельного участка были предоставлены все необходимые документы. В полномочия учреждения никогда не входили функции по утверждению материалов межевания объектов землеустройства, поэтому действия учреждения не могут быть признаны незаконными.

В отзыве на кассационную жалобу торговый дом просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

В судебном заседании представитель учреждения и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель торгового дома возражал против их принятия.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 08.07.2009 учреждением в адрес заявителя направлены копии описаний земельных участков, расположенных
по адресам: г. Краснодар, ул. Северная, 395; г. Краснодар, ул. Северная, 399; г. Краснодар, ул. Садовая/Северная, 98/393 (т. 1, л. д. 11).

Нежилое здание-склад (литера В) площадью 88,2 кв. м, расположенное по ул. Садовая/Северная, 100/397 в г. Краснодаре, принадлежит торговому дому на праве собственности по договору купли-продажи от 19.04.1995, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.07.2003 серии 23-АБ N 135810.

Постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 27.08.2004 N 2453 утвержден проект границ земельного участка площадью 659 кв. м по ул. Садовой/Северной, 98/393 в г. Краснодаре и принято решение о предоставлении его в аренду на 5 лет обществу для эксплуатации принадлежащих ему магазина и приемного пункта химчистки (свидетельство о регистрации права собственности от 19.10.2001 серия 23-АА N 363123). Управлению предписано внести соответствующие изменения в градостроительный кадастр муниципального образования г. Краснодар.

1 сентября 2004 года общество подало заявку в Краснодарский городской отдел учреждения о постановке на кадастровый учет вновь образуемого земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. Садовая/Северная, 98/393 для регистрации права аренды (т. 1, л. д. 41).

Постановка указанного земельного участка на кадастровый учет под N 23:43:0310024:35 осуществлена 03.09.2004.

Основой для описания земельного участка послужило межевое дело, изготовленное МУП “Институт Горкадастрпроект“.

Однако в техническом задании на межевание, утвержденном Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 19.08.2003, содержалось указание на проведение работ по согласованию границ земельного участка с обязательным присутствием владельца смежного землепользования или его представителя.

Поскольку при проведении землеустроительных работ со смежными землепользователями не согласованы границы земельных участков, торговый дом обратился в суд.

Из справки специалиста ООО “Геоконтур“, составленной на основании результатов выполненных по заданию торгового дома
геодезических работ, следует, что расстояние между границей земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской административный округ, ул. Садовая/Северная, 98/393, и стеной здания (литера В), находящегося на смежном земельном участке по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской административный округ, ул. Садовая/ Северная, 100/397, составляет 0 см, т.е. граница проходит по углам здания.

В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ (действовавшего в период проведения межевания земельного участка N 23:43:0310024:35) сведения о площади, местоположении земельных участков, об их иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра, в том числе на основании материалов проведения землеустроительных работ.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, а действия таких органов незаконными лишь при одновременном их несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Статьями 3, 15, 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ предусмотрено в случаях изменения границ объектов землеустройства обязательное проведение работ по межеванию объектов землеустройства, т.е. установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Статьями 19, 22 указанного Закона определено формирование землеустроительного дела, включающего в себя наличие землеустроительной документации в отношении каждого объекта.

Пунктом 4 статьи 69 Земельного
кодекса Российской Федерации, в редакции на дату проведения межевания земельного участка N 23:43:0310024:35, предусмотрено, что при проведении землеустроительных работ должен быть обеспечен учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты этими действиями.

В силу пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 “Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства“ при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ.

В пунктах 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, разъяснено, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, и оформляются актом согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ.

Из материалов дела видно, что торговый дом является лицом, чьи права и интересы подлежали учету при проведении межевания. Однако заявитель о проведении межевания не извещался, интересы заявителя при проведении межевания учтены не были.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, действовавшего на момент проведения межевания, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

При этом в
проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, нарушены права смежных землепользователей (абзац 4 пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“).

Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о том, что при нарушении прав смежных землепользователей уполномоченный орган обязан отказать в проведении государственного кадастрового учета.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.

Суды правильно применили нормы права при разрешении спора, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2010 по делу N А32-47790/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.НАЗАРЕНКО

Судьи

В.В.АВАРЯСКИН

В.Е.ЕПИФАНОВ