Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.06.2010 по делу N А63-19042/2009 Иск удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскана задолженность. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2010 г. по делу N А63-19042/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Айбатулина К.К. и Рогальского С.В., при участии в судебном заседании ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Воротницевой Е.С. (доверенность от 19.01.2010), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью “Ставропольрегионгаз“, третьих лиц: Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края, муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад N 3“, с. Верхняя Кугульта Грачевского района, извещенных о времени и месте
судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.2010 по делу N А63-19042/2009 (судья Мисникова О.А.), установил следующее.

ООО “Ставропольрегионгаз“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 27 689 рублей 71 копейки затрат, связанных с предоставлением в 2006 году льгот по оплате природного газа на отопление гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон об образовании). Исковые требования мотивированы тем, что, предоставляя в 2006 году гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ на отопление, общество не получило из федерального бюджета полного возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края и МДОУ “Детский сад N 3“, с. Верхняя Кугульта Грачевского района (далее - учреждение).

Решением от 01.03.2010 иск удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 23 465 рублей 85 копеек задолженности, в остальной части в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера взыскиваемой суммы суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение и отказать в иске. По мнению
заявителя, суд не применил нормы подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статьи 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005). Требования предъявлены к ненадлежащему ответчику. Основания для возмещения обществу убытков за счет казны Российской Федерации отсутствуют. Выпадающие доходы подлежат возмещению за счет средств бюджета Ставропольского края. В дополнении к кассационной жалобе заявитель указывает, что денежные средства на возмещение расходов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и возмещение коммунальных услуг выделялись в 2006 году из федерального бюджета, однако Ставропольский край не использовал их по назначению, что привело к неправомерному возложению на Российскую Федерацию дополнительных расходов.

В судебном заседании представитель Минфина поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя Минфина, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, общество и учреждение заключили договор от 10.01.2006 N 49/06-6/15-1-0321/06, предметом которого является предоставление мер социальной поддержки по оплате природного газа отдельным категориям граждан в соответствии с решением Совета Грачевского муниципального района Ставропольского края от 16.08.2005 N 59-1 “Об утверждении Положения “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности Грачевского муниципального района Ставропольского края“ (далее - Положение о мерах социальной поддержки). В соответствии с названным Положением финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится за счет средств бюджета Грачевского муниципального района Ставропольского края, а также за счет средств бюджета Ставропольского
края при наличии дополнительного финансирования в виде субсидий. В 2006 году общество предоставило педагогическим работникам учреждения льготы по оплате природного газа на отопление.

Согласно расчету истца задолженность составила 27 689 рублей 71 копейку (в том числе 4 223 рубля 86 копеек - НДС).

В обоснование своих требований о взыскании убытков общество представило в материалы дела договор от 10.01.2006 N 49/06-6/15-1-0321/06, реестр-расчет граждан, которым предоставлялись льготы, документы, подтверждающие право на меры социальной поддержки, списки работников учреждения, имеющих право на льготы, счета-фактуры, акты сверки взаимных расчетов, копии сводных реестров. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан,
работающим и проживающим в сельской местности“ субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.

При рассмотрении спора суд установил, что в 2006 году в бюджете Ставропольского края средства на финансирование
расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, не предусматривались. Действие Закона об образовании государство не отменяло и не приостанавливало. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.

При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости удовлетворения требований о взыскании выпадающих доходов за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам. Органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, поэтому суд правомерно удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина.

Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком, следует отклонить. Обязанность Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов юридическим лицам обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Суд установил недофинансирование со стороны Минфина и правомерно взыскал затраты, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам.

Довод о том, что убытки, понесенные обществом, должны компенсироваться субъектом Российской Федерации за счет средств, выделявшихся ему на компенсацию льгот в 2006 году, в суде первой инстанции не заявлялся, соответствующие доказательства не представлялись, в связи с чем в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может рассматриваться в суде кассационной инстанции.

Основания для изменения или отмены решения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.03.2010 по делу N
А63-19042/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.В.ЛЕОНОВА

Судьи

К.К.АЙБАТУЛИН

С.В.РОГАЛЬСКИЙ