Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2010 по делу N А63-6924/2009 Суд первой инстанции правомерно указал, что последствием подачи нескольких заявлений на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения после опубликования соответствующего извещения является недопустимость принятия решения о предоставлении таких земель отдельному землепользователю и необходимость объявления торгов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июня 2010 г. по делу N А63-6924/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Аваряскина В.В. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истцов - глав крестьянских (фермерских) хозяйств Аммаева И.М., Ахмедова И.М., Гаджиева С.М., Муртазалиева М.М., Пашаева О.М. - Никитина П.Б. (доверенности от 02.04.2010), в отсутствие ответчиков - администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, сельскохозяйственного производственного кооператива “Бахытлы“, сельскохозяйственного производственного кооператива “Озек-Суат“ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отдела
имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.03.2010 (Смоляков А.Ю.) по делу N А63-6924/2009, установил следующее.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств Аммаев И.М., Ахмедов И.М., Гаджиев С.М., Муртазалиев М.М. и Пашаев О.М. обратились в арбитражный суд с иском к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), СПК “Бахытлы“, СПК “Озек-Суат“ и Управлению Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю (регистрационная служба) о признании частично недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 320, заключенного между администрацией и СПК “Бахытлы“, зарегистрированного в государственном реестре под N 26:22:031805:6; признании частично недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 322, заключенного между администрацией и СПК “Озек-Суат“, зарегистрированного в государственном реестре под N 26:22:031611:8; изъятии у СПК “Бахытлы“ и СПК “Озек-Суат“ и передаче администрации 100 земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 3659,0 га (пастбищ) с кадастровыми номерами: 26:22:031801:10 площадью 30,714 га; 26:22:031803:5 - 199,2729 га; 26:22:031803:6 - 52,5583 га; 26:22:031803:7 - 13,8040 га; 26:22:031803:8 - 73,1490 га; 26:22:031804:4 - 5,5966 га; 26:22:031804:5 - 56,9199 га; 26:22:031804:6 - 32,0177 га; 26:22:031804:7 - 36,8152 га; 26:22:031804:8 - 19,0635 га; 26:22:031804:9 - 32,7288 га; 26:22:031804:10 - 4,0249 га; 26:22:031804:11 - 69,2653 га; 26:22:031804:12 - 15,2529 га; 26:22:030604:23 - 422,5135 га; 26:22:030604:24 - 29,8918 га; 26:22:030604:25 - 56,1029 га; 26:22:030604:26 - 81,1892 га; 26:22:030604:27 - 76,4383 га; 26:22:030604:28 - 46,3448 га; 26:22:030604:29 - 44,2968 га; 26:22:030604:30 - 65,2005
га; 26:22:030604:31 - 0,2325 га; 26:22:030606:24 - 2,4760 га; 26:22:030606:25 - 85,6777 га; 26:22:030606:27 - 15,7359 га; 26:22:030107:22 - 5,8362 га; 26:22:030107:23 - 34,1591 га; 26:22:030107:24 - 54,2825 га; 26:22:030107:25 - 30,7264 га; 26:22:030107:26 - 28,5465 га; 26:22:030107:27 - 22,5412 га; 26:22:030107:28 - 10,6417 га; 26:22:030201:9 - 16,9067 га; 26:22:030201:10 - 15,3699 га; 26:22:030201:11 - 17,1656 га; 26:22:030201:12 - 6,0577 га; 26:22:030201:13 - 50,5188 га; 26:22:030201:14 - 31,4526 га; 26:22:030201:15 - 8,9557 га; 26:22:030201:16 - 7,6155 га; 26:22:030201:17 - 50,6356 га; 26:22:030201:18 - 7,9247 га; 26:22:030201:19 - 2,1354 га; 26:22:030201:20 - 11,3159 га; 26:22:030201:21 - 8,6945 га; 26:22:030201:22 - 101,8423 га; 26:22:030201:23 - 73,2133 га; 26:22:030606:26 - 37,5302 га; 26:22:030606:28 - 17,2661 га; 26:22:030606:29 - 21,9481 га; 26:22:030606:31 - 28,6788 га; 26:22:030606:32 - 23,9655 га; 26:22:030606:33 - 73,8989 га; 26:22:030606:34 - 45,9341 га; 26:22:030606:35 - 12,4913 га; 26:22:030606:36 - 2,6151 га; 26:22:030606:37 - 1,8172 га; 26:22:030607:11 - 136,3721 га; 26:22:031101:92 - 5,7884 га; 26:22:031101:93 - 21,8176 га; 26:22:031101:94 - 9,1209 га; 26:22:031101:95 - 125,2849 га; 26:22:031101:96 - 23,7492 га; 26:22:031101:97 - 9,9079 га; 26:22:031101:98 - 43,5251 га; 26:22:031101:99 - 31,6977 га; 26:22:031101:100 - 63,6497 га; 26:22:031101:101 - 93,4902 га; 26:22:031101:102 - 5,8009 га; 26:22:031101:103 - 107,5968 га; 26:22:031101:105 - 7,8329 га; 26:22:031101:106 - 2,3793 га; 26:22:031703:119 - 4,0271 га; 26:22:031703:120 - 69,5896 га; 26:22:031703:121 - 41,3355 га; 26:22:031703:122 - 45,57 га; 26:22:031703:123 - 11,6511 га; 26:22:031703:124 - 37,5876 га; 26:22:031703:125 - 7,8089 га; 26:22:031703:126 - 4,5787 га; 26:22:031703:127 - 11,2062 га; 26:22:031703:128 - 2,1378 га; 26:22:031703:129 - 76,0634 га; 26:22:031703:130
- 8,5732 га; 26:22:031703:131 - 25,8728 га; 26:22:031703:132 - 14,1827 га; 26:22:031703:133 - 18,6087 га; 26:22:031703:134 - 38,3264 га; 26:22:031703:135 - 107,99 га; 26:22:031703:136 - 38,6263 га; 26:22:031706:10 - 91,1170 га; 26:22:031706:11 - 27,2236 га; 26:22:031706:12 - 32,6394 га; 26:22:031706:13 - 17,4533 га; 26:22:031706:14 - 22,6926 га; 26:22:031703:137 - 0,0903 га; 26:22:031706:15 - 53,3133 га; 26:22:031706:17 - 158,3403 га; 26:22:031706:18 - 15,1492 га, возложении на администрацию обязанности предоставить истцам в аренду эти участки (уточненные требования).

Определением от 05.10.2009 суд привлек к участию в деле отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (арендодатель по оспариваемым договорам; далее - арендодатель).

Решением от 03.03.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными (ничтожными) договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 320 и договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 03.09.2008 N 322, обязал СПК “Бахытлы“ и СПК “Озек-Суат“ возвратить в ведение администрации указанные в иске земельные участки сельскохозяйственного назначения. В удовлетворении иска в части обязания администрации предоставить истцам в аренду 100 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения - пастбищ площадью 3 659 га отказано. В остальной части требований производство по делу прекращено в виду отказа от иска.

Суд пришел к выводу, что администрация была не вправе рассматривать поступившие заявления СПК “Бахытлы“, СПК “Озек-Суат“ по существу и разрешать вопрос о предоставлении им земельных участков, поскольку это повлекло нарушение требований статьи 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ и прав истцов на обеспечение равного доступа к предоставлению в аренду земельных участков.

Рассматривая вопрос о законности отказа в предоставлении земельных участков заявителям, суд указал, что
не может предрешать решение о передаче земельных участков в аренду, подлежащее принятию уполномоченным органом в ходе устранения допущенных нарушений и реализации процедур предоставления земельных участков в установленном законом порядке.

В апелляционном суде законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе администрация просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью, полагая, что оснований для признания договоров аренды недействительными не имелось, оспариваемые договоры соответствуют требованиям законодательства; при предоставлении участков в аренду соблюдены требования статьи 10 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. Администрация считает, что постановления о предоставлении в аренду земельных участков СПК “Бахытлы“ и СПК “Озек-Суат“ изданы в пределах полномочий органа местного самоуправления, имеют силу индивидуального ненормативного акта, в установленном порядке не обжалованного. Главы КФХ могут подать заявления о предоставлении в аренду иных земельных участков. Заявителям отказано в выделении земельных участков за отсутствием соглашения всех членов хозяйств и обоснования испрашиваемых размеров участков. Администрация использовала право сформировать отдельные земельные участки в соответствии с принципом их неделимости и целевым использованием. Информация о сформированных земельных участках и намерении их предоставить в аренду была в средствах массовой информации размещена заблаговременно. Администрация полагает, что ответчиком по делу должен являться отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, являющийся стороной по договорам аренды. В соответствии с положением о данном отделе, утвержденным решением Совета Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 27.06.2007 N 248, арендодатель обладает правами юридического лица, в связи с чем имеет право от своего имени совершать сделки, нести ответственность и выступать в судах.

В отзыве на кассационную жалобу главы КФХ просят оставить кассационную жалобу
без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В судебном заседании представитель глав КФХ поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя истцов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 21.03.2008 главы крестьянских (фермерских) хозяйств Муртазалиев М.М. и Ахмедов И.М. обратились к главе администрации Нефтекумского муниципального района с заявлениями о предоставлении им в аренду земельных участков площадью 550 га каждому для расширения КФХ. Заявления оставлены без рассмотрения.

Аналогичные заявления передаче в аренду земельных участков подали подали 01.04.2008 Гаджиев Сайгид Магомедович (1 тыс. га), Гаджиев Магомед-Загир Насруллаевич, Аммаев Ибрагим Мусакадиевич (640 га), Пашаев Омарасхаб Маммаевич (1 тыс.га). СПК “Озек-Суат“ и СПК “Бахытлы“ также обратились с заявлениями о предоставлении им земельных участков 7.04.2008 и 8.04.2008, соответственно, площадью 2 тыс.га и 4321 га пастбищ.

30 апреля 2008 года комиссией по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров их аренды принято решение о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков в границах муниципального образования Озек-Суатского сельсовета, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции из категории земель “земли сельскохозяйственного назначения“ (пастбищ), землепользователям: СПК “Бахытлы“ площадью 2 тыс. га пастбищ; СПК “Озек-Суат“ - площадью 4 321 га.

С указанием, что в отношении земельных участков проведены работы по межеванию, утверждены проекты границ, участки сформированы и предложены к сдаче в аренду СПК “Озек-Суат“ и СПК “Бахытлы“, Ф.И.О. Гаджиеву Магомед-Загиру Насруллаевичу, Ф.И.О. Ф.И.О. в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков отказано.

На
основании постановлений главы администрации от 02.09.2008 N 945 и 944 арендодатель, СПК “Озек-Суат“ и СПК “Бахытлы“ (арендаторы) заключили договоры аренды от 03.09.2008 N 322 и 320, согласно которым СПК “Озек-Суат“ передано в аренду 124 земельных участка общей площадью 4321,00 га (пастбища), СПК “Бахытлы“ - 38 земельных участков общей площадью 2 тыс. га (пастбища).

Считая, что при предоставлении земельных участков СПК “Бахытлы“ и СПК “Озек-Суат“ нарушены интересы крестьянских фермерских хозяйств, претендовавших на получение земельных участков для той же цели, истцы обратились в арбитражный суд с заявленными требованиями.

В соответствии с Положением “О порядке предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной (до разграничения государственной собственности на землю) или муниципальной собственности на территории Нефтекумского муниципального района“, утвержденным постановлением главы администрации от 29.08.2006 N 410, управление, распоряжение земельными участками на территории муниципального района, в том числе организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, установление разрешительного использования земельных участков, принятие решения об изъятии земельных участков, разработку договоров аренды и иных договоров отчуждения земельных участков осуществляет исполнительный орган - администрация Нефтекумского муниципального района.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации право предоставления земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности предоставлено органам государственной власти или органам местного самоуправления.

В силу пункта 2, абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (далее - Закон) земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе
в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в случае, если имеется только одно заявление о передаче в аренду земельных участков из земель указанной категории, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, включая порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на определенном праве и условиях (за плату или бесплатно), заблаговременную публикацию такой информации.

Суд первой инстанции правомерно указал, что последствием подачи нескольких заявлений на предоставление в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, после опубликования соответствующего извещения, является недопустимость принятия решения о предоставлении таких земель отдельному землепользователю и необходимость объявления торгов.

Администрацией опубликовано извещение о предоставлении земельных участков. Как следует из постановлений главы администрации от 02.09.2008 N 944 и 945, заключенных на их основании договоров, предметом предоставления в аренду являлась совокупность значительного количества отдельно взятых обособленных земельных участков различной площади,
а не двух участков указанной в извещении площади. На часть участков, переданных в аренду и являющихся самостоятельными объектами земельных отношений, у администрации имелись заявления, полученные не только от СПК “Бахытлы“ и СПК “Озек-Суат“, но и от глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Довод администрации о том, что договоры аренды нельзя признать недействительными, поскольку они заключен на основании действующих постановлений администрации подлежит отклонению.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Суд пришел к правильному выводу о том, что постановления главы администрации от 02.09.2008 N 945 и N 944, на основании которых заключены договоры аренды, противоречат статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 12 Федерального закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, поэтому применению не подлежат.

Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Договоры аренды земельных участок, оспоренные главами КФХ, заключены без вынесения надлежащего постановления администрации, поэтому ничтожны.

Не может быть принят в качестве основания для отмены решения арбитражного суда и довод о том, что главы КФХ не мотивировали размер испрашиваемой дополнительной площади земельных участков, поскольку такое обоснование у них до отказа в предоставлении участков не истребовано, мотивом отказа не указано.

При указанных обстоятельствах арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.

Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены решения не установлено.

Руководствуясь
статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.03.2010 по делу N А63-6924/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Н.ПЛОТНИКОВА

Судьи

В.В.АВАРЯСКИН

В.Е.ЕПИФАНОВ