Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.05.2010 по делу N А63-19029/2009 Иск удовлетворен частично, с РФ за счет казны в пользу общества взыскано затрат, связанных с предоставлением в 2008 году льгот по оплате за газ педагогическим работникам, так как задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению убытков исключена сумма налога на добавленную стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2010 г. по делу N А63-19029/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Белоусовой Л.В. и Кухаря В.Ф., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью “Ставропольрегионгаз“, ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц: Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края, муниципальных дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений Петровского района Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства
по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2010 по делу N А63-19029/2009 (судья Меркушова Л.А.), установил следующее.

ООО Ставропольрегионгаз“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании 3 575 622 рублей 09 копеек затрат, связанных с предоставлением в 2008 году льгот по оплате природного газа гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон об образовании). Исковые требования мотивированы тем, что, предоставляя гражданам в 2008 году льготы по оплате за потребленный природный газ, общество не получило из федерального бюджета полного возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением этих льгот.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края, МДОУ “Детский сад N 5 “Чебурашка“, МДОУ “Детский сад N 6 “Рябинушка“, МДОУ “Детский сад N 7 “Колосок“, МДОУ “Детский сад N 13 “Сказка“, МДОУ “Детский сад N 14 “Колокольчик“, МДОУ “Детский сад N 15 “Сказка“, МДОУ “Детский сад N 16 “Березка“, МДОУ “Детский сад N 19 “Красная шапочка“, МДОУ “Детский сад N 20 “Буратино“, МДОУ “Детский сад N 21 “Ласточка“, МДОУ “Детский сад N 28 “Ручеек“, МДОУ “Детский сад N 29 “Яблоко“, МДОУ “Детский сад N 37 “Сказка“, МДОУ “Детский сад N 39 “Золотой петушок“, МДОУ “Детский сад N 41 “Сказка“, МДОУ “Детский сад N 42 “Ручеек“, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 6“, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 8“ с. Благодатное, МОУ “Средняя общеобразовательная школа
N 9“ с. Высоцкое, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 10“ с. Донская Балка, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 11“ с. Константиновское, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 12“ с. Николина Балка, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 13“ с. Ореховка, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 14“ с. Просянка, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 15“ пос. Прикалаусский, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 16“ с. Рогатая Балка, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 17“ с. Сухая Буйвола, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 18“ с. Шангала, МОУ “Средняя общеобразовательная школа N 19“ с. Шведино.

Решением от 29.01.2010 иск удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 3 030 188 рублей 21 копейка в возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением в 2008 году льгот по оплате за газ педагогическим работникам Петровского района Ставропольского края, в остальной части (сумма налога на добавленную стоимость) в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин просит отменить решение и отказать в иске. По мнению заявителя, при рассмотрении дела суд не применил нормы подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статьи 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005) и
удовлетворил требования к ненадлежащему ответчику. Основания для возмещения убытков общества за счет казны Российской Федерации отсутствуют. Выпадающие доходы подлежат возмещению за счет средств бюджета публично-правового образования.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение без изменения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Общество и Минфин заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит удовлетворить.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебный акт следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, общество и третьи лица, являющиеся муниципальными общеобразовательными учреждениями, заключили соглашения о предоставлении информации для бесплатного предоставления газа педагогическим работникам. Общество предоставило педагогическим работникам, указанным в списках муниципальных образовательных учреждений Петровского района, льготы по оплате природного газа на отопление с 01.01.2008 по 31.12.2008.

Согласно сводному реестру для возмещения затрат на предоставленные меры социальной поддержки гражданам, проживающим и работающим в сельской местности по оплате природного газа в соответствии с Законом об образовании по филиалу общества в Петровском районе, истец поставил педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений с 01.01.2008 по 31.12.2008 природный газ на общую сумму 3 575 622 рубля 09 копеек, в том числе 545 433 рубля 88 копеек - НДС.

В обоснование своих требований о взыскании убытков общество представило в материалы дела названные соглашения, сводный расчет задолженности для возмещения убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ежемесячные реестры, подтверждающие право на меры социальной поддержки, списки работников муниципальных образовательных учреждений, имеющих право на меры социальной поддержки, заверенные учреждениями, копии книги продаж
общества, счета-фактуры по реализации газа населению Петровского района в 2008 году, приказ Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, постановление Региональной тарифной комиссии от 17.12.2007 СК N 28/1. Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности“ субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки
являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающих полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.

При рассмотрении спора суд установил, что Ставропольскому краю в 2008 году из федерального бюджета не выделялись средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. Действие Закона об образовании государство не отменяло и не приостанавливало. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не
исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.

При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости удовлетворения требований о взыскании убытков за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам. Органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, поэтому суд правомерно удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина.

Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, следует отклонить. Обязанность Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено путем его исполнения. По настоящему делу суд установил недофинансирование со стороны Минфина, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части соответствуют материалам дела, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для изменения либо отмены решения, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2010 по делу N А63-19029/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.В.ЛЕОНОВА

Судьи

Л.В.БЕЛОУСОВА

В.Ф.КУХАРЬ