Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу N А53-10604/2009-С4-7 Заявление о признании незаконными решений таможенного органа удовлетворено, поскольку общество выполнило условия, определенные пунктом 1 статьи 271 ТК РФ, при наличии которых допускается временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию РФ с полным освобождением от уплаты таможенных платежей; управляющая организация выполняла организационные и управленческие функции в целях исполнения обязательств по договорам на управление судами, а не использовала суда в личных целях.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. по делу N А53-10604/2009-С4-7

Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 2 марта 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Канатовой С.А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “СэйлТрейд“ - Пирова К.З. (доверенность от 06.08.2009), Воскобойникова А.А. (доверенность от 01.10.2009), Скорика А.А. (директор), от заинтересованного лица - Ростовской таможни - Колесник Ю.В. (доверенность от 26.02.2010), Самофалова А.В. (доверенность от 21.09.2009), Мельниковой В.Ю. (доверенность от 16.06.2009), Колбасина А.А. (доверенность от 30.10.2009), рассмотрев кассационную жалобу Ростовской
таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2009 (судья Липатова В.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 (судьи Захарова Л.А., Золотухина С.И., Ткаченко Т.И.) по делу N А53-10604/2009-С4-7, установил следующее.

ООО “СэйлТрейд“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Ростовской таможни (далее - таможня) от 30.04.2009 N 10313000/300409/130, от 08.05.2009 N 10313000/080509/133, 10313000/080509/134, 10313000/080509/135, 10313000/080509/136, 10313000/080509/137, 10313000/080509/138, 10313000/080509/139, 10313000/080509/140, 10313000/080509/141, 10313000/080509/142, 10313000/080509/143, 10313000/080509/144 (уточненные требования).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы следующим: общество выполнило условия, определенные пунктом 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации, при наличии которых допускается временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных платежей; управляющая организация “Kent Shipping and Chartering LTD“ выполняла организационные и управленческие функции в целях исполнения обязательств по договорам на управление судами, а не использовала суда в личных целях.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований общества. По мнению заявителя жалобы, общество не подлежит полному освобождению от уплаты таможенных пошлин, поскольку использует суда на основании договоров суббербоут-чартера, что свидетельствует о несоблюдении им пункта 4 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представители таможни поддержали доводы жалобы, представители общества - отзыва.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 05.11.2007, 10.12.2007, 12.03.2008 общество и иностранные
судовладельцы заключили договоры фрахтования судов без экипажа (бэрбоут-чартер) на 13 теплоходов - “Дезаер“, “Ньютон“, “Азов Грейс“, “Сэйлдьюк“, “Сэйлфри“, “Сэйлкаунтэсс“, “Сэйлстар“, “Сэйлквин“, “Сэйлпринс“, “Сэйлбьюти“, “Карделен“, “Григорий Малов“, “Юрий Полторацкий“. При этом использовалась стандартная форма договора “BARECON 89“ (статья 214 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

В дальнейшем, 07.11.2007, 12.12.2007 и 14.03.2008 общество и компания “Kent Shipping and Chartering LTD“ заключили договоры (SHIPMAN) на управление этими судами. На данные суда общество подало в таможню 13.06.2008, 24.06.2008, 27.06.2008, 02.07.2008, 09.07.2008, 17.07.2008, 11.09.2008, 17.11.2008, 27.08.2008 грузовые таможенные декларации для оформления режима “временный ввоз“.

Таможня произвела выпуск указанных судов с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

По результатам проверки, проведенной в порядке статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможня приняла решения от 30.04.2009 N 10313000/300409/130, от 08.05.2009 N 10313000/080509/133, 10313000/080509/134, 10313000/080509/135, 10313000/080509/136, 10313000/080509/137, 10313000/080509/138, 10313000/080509/139, 10313000/080509/140, 10313000/080509/141, 10313000/080509/142, 10313000/080509/143, 10313000/080509/144 об изменении в порядке ведомственного контроля решений таможенного поста Речной порт Ростова-на-Дону о предоставлении полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей при временном ввозе товаров в отношении вышеназванных теплоходов.

Полагая, что указанные решения таможни являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд сделал вывод о том, что общество имеет право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 271 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 271 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении в совокупности следующих условий:

- если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;

- если транспортное средство ввозится на таможенную территорию
Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;

- если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;

- если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.

Как указано в пункте 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271, статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 Кодекса, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной деклараций. В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации для декларирования товаров (глава 14 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также, если другие условия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 271 Кодекса, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 21.06.2002 N 448 “Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации“
установлено, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000, находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.

Таким образом, указанным постановлением предусмотрена льгота при использовании иностранных морских судов, зафрахтованных российскими лицами, в международных перевозках товаров и пассажиров - освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами.

При рассмотрении дела суд установил, что задекларированные теплоходы переданы обществу по договорам бербоут-чартера от 05.11.2007, 10.12.2007, 12.03.2008, при этом переданные по вышеназванным договорам теплоходы находятся в собственности иностранных компаний.

Отказ в предоставлении обществу льготы таможня мотивировала следующим. Заключив договоры на управление судами (SHIPMAN) с “Kent Shipping and Chartering LTD“, общество фактически передало морские суда в суббербоут-чартер, нарушив пункт 4 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что ООО “СейлТрейд“ и иностранная организация “Kent Shipping and Chartering LTD“ заключили ряд договоров на управление судами (SHIPMAN). В соответствии с условиями указанных договоров (пунктов 3.1, 3.2) управляющий (фирма “Kent Shipping and Chartering LTD“) должен осуществлять техническое использование (обеспечение) судна, которое включает в себя организацию и контроль за постановкой судна в сухой док, ремонтом, изменениями и содержанием Ф.И.О. требуемом Судовладельцем; организацию поставок соответствующих запасов, запчастей и смазочных материалов; предоставление компетентного персонала для контроля за содержанием и общей эффективностью судна; назначение наблюдателей и технических консультантов; разработку, осуществление и поддержание Системы Управления Безопасности (SMS) в соответствии с Кодексом ISM, обеспечение коммерческой работы судна (предоставление чартерных
услуг, поиск и переговоры по найму судна и заключение (включая выполнение) чартеров или других контрактов, связанных с наймом судна; выпуск рейсовых инструкций; назначение портовых грузчиков; организация осмотра и контроля, связанных с коммерческой деятельностью судна).

В силу пункта 6 договоров управляющий берет на себя обязательства выполнять все возможные для осуществления оговоренных услуг по управлению в соответствии с положительной практикой управления судами.

Оценив указанные условия договоров, суд пришел к выводу, что указанные договоры являются разновидностями договора возмездного оказания услуг и предусматривают привлечение управляющего (“Kent Shipping and Chartering LTD“) для целей технического и коммерческого управления судами. При этом суд обоснованно отклонил доводы таможни о том, что договоры на управление судами содержат признаки договоров субаренды и о фактической эксплуатации судов от имени иностранной организации.

Таким образом, вывод суда о том, что общество имеет право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 271 Таможенного кодекса Российской Федерации, не противоречит материалам дела и действующему таможенному законодательству.

В кассационной жалобе заявитель привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в суде первой и апелляционной инстанций. Эти доводы были рассмотрены и получили надлежащую правовую оценку со ссылкой на нормы права.

Основания, установленные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2009 по делу N А53-10604/2009-С4-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Н.ЯЦЕНКО

Судьи

С.А.КАНАТОВА

Л.А.ЧЕРНЫХ