Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2010 по делу N А20-816/2009 Исковые требования удовлетворены за счет казны субъекта РФ, так как наличие и размер задолженности основного должника установлены вступившим в законную силу судебным актом, денежные средства у должника отсутствуют, поэтому субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в соответствии со статьями 120 и 399 ГК РФ несет собственник имущества. Трехлетний срок предъявления исполнительного листа к исполнению не пропущен.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление имеет номер А20-816/2009, а не А20-816/2007.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. по делу N А20-816/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 2 марта 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью “Фирма “Базис“ - Шогенова С.Х. (директора), от ответчика - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - Фотовой А.Х. (доверенность от 21.01.2010 N 13/176), в отсутствие ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики, третьего лица - государственного учреждения
“Служба единого государственного заказчика“ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.10.2009 (судья Бечелов А.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 (судьи Параскевова С.А., Жуков Е.В., Винокурова Н.В.) по делу N А20-816/2009, установил следующее.

ООО “Фирма “Базис“ (далее - фирма, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Правительству Кабардино-Балкарской Республики (далее - правительство) о взыскании 920 640 рублей 18 копеек задолженности и 572 052 рубля процентов за пользование чужими денежными средствами с 10.10.1998 по 21.01.2004, всего 1 492 692 рубля 18 копеек. Произвести начисление процентов с 22.01.2004 с суммы 773 799 рублей 17 копеек по учетной ставке банковского процента 14% годовых по день фактической уплаты Правительством Кабардино-Балкарской Республики денежных средств.

Определением суда от 22.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение “Служба единого государственного заказчика“ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - учреждение, ГУ “Служба единого государственного заказчика“).

Определением от 19.06.2009 в качестве второго ответчика привлечена Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство).

Решением суда первой инстанции от 29.09.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2009, исковые требования удовлетворены за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики. Производство по делу в части исковых требований к правительству прекращено. Судебные акты мотивированы тем, что наличие и размер задолженности основного должника установлены вступившим в законную силу судебным актом,
денежные средства у должника отсутствуют, поэтому субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в соответствии со статьями 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации несет собственник имущества. В материалах дела отсутствуют доказательства погашения долга. Трехлетний срок предъявления исполнительного листа к исполнению не пропущен.

В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, в иске отказать. Заявитель ссылается на то, что общество пропустило трехлетний срок предъявления к исполнению исполнительного листа от 16.02.2004, с заявлением о выдаче нового исполнительного листа после утверждения мирового соглашения и с ходатайством о восстановлении соответствующего срока не обращалось. Кроме того, по данным бухгалтерского учета учреждения взыскиваемая задолженность на его балансе не числится, списана в связи с истекшим сроком исковой давности. В дополнении к кассационной жалобе от 25.02.2010 министерство указывает, что его представитель в суде первой инстанции заявлял о применении срока исковой давности, однако суд данное заявление в решении отразил не дал ему соответствующую оценку.

В отзыве на жалобу представитель общества просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили свои доводы и возражения.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.

Как видно из материалов дела и установили суды, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.01.2004 по делу N А25-1512/01-6 с Управления капитального строительства Министерства строительства Кабардино-Балкарской Республики в пользу общества взыскано 920 640 рублей 18 копеек задолженности и 572 052 рубля процентов за пользование чужими денежными средствами с 10.10.1998 по 21.01.2004. Присуждено производить начисление процентов с 22.01.2004 с суммы 773 799 рублей по учетной ставке банковского процента 14% годовых
по день фактической уплаты Управлением капитального строительства Министерства строительства Кабардино-Балкарской Республики денежных средств. Во исполнение названного постановления Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики выдан исполнительный лист N 0050066/7.

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.03.2004 N 71-ПП Управление капитального строительства Министерства строительства Кабардино-Балкарской Республики переименовано в “Службу единого государственного заказчика“ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.

Постановлением от 25.01.2008 N 11-ПП Правительство Кабардино-Балкарской Республики образовало ликвидационную комиссию ГУ “Служба единого государственного заказчика“.

Определением от 19.01.2009 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики признал ликвидационную комиссию ГУ “Служба единого государственного заказчика“ процессуальным правопреемником Управления капитального строительства Министерства строительства Кабардино-Балкарской Республики - должником по исполнительному листу Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.02.2004 N 005066/7.

26 июля 2004 года по делу N 233/1 общество и Управление капитального строительства Министерства строительства Кабардино-Балкарской Республики заключили мировое соглашение, в соответствии с которым общество отказывается от исковых требований в сумме 1 645 тыс. полностью, а ГУ “Служба единого государственного заказчика“ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обязуется в срок до 01.11.2004 выплатить истцу присужденные судом суммы по делам N 12/8 и А25-1512/01-06 в размере 766 494 рубля 39 копеек и 1 492 692 рубля 18 копеек соответственно, в том числе 1 500 тыс. рублей денежными средствами, 759 186 рублей 57 копеек строительными материалами. Мировое соглашение утверждено определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.07.2004.

Должник условия мирового соглашения исполнил не полностью, в связи с чем истец обратился 16.03.2008 в ликвидационную комиссию ГУ “Служба единого государственного заказчика“.

16.04.2008 председатель ликвидационной комиссии ГУ “Служба единого государственного заказчика“ возвратил обществу представленные в ликвидационную комиссию материалы о взыскании с Управления капитального строительства
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ввиду отсутствия задолженности по данным бухгалтерского учета.

Общество повторно направило исполнительный лист от 16.02.2004 N 005066/7 на исполнение в ликвидационную комиссию, однако ответ не получило.

Указанное обстоятельство послужило для общества основанием обращения в арбитражный суд с иском.

Со ссылкой на положения статей 63, 64, 120 и 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации“ и пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации суды взыскали спорную сумму с собственника учреждения - Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства как с субсидиарного должника.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд отклоняет довод заявителя кассационной жалобы о том, что исполнительный лист от 16.02.2004 N 005066/7 утратил силу в связи с заключением мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом 29.07.2004. Мировое соглашение заключено по другому делу и фактически направлено на отказ общества от иска к учреждению на сумму 1 645 тыс. рублей при условии, что оно исполнит обязанность по выплате задолженности по исполнительному листу от 16.02.2004 N 005066/7. Таким образом, по делу N А25-1512/01-6 мировое соглашение на стадии исполнительного производства не заключалось. Установленное статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование об обязательности вступившего в законную силу судебного акта сохраняло свое значение для учреждения.

После заключения мирового
соглашения ответчик принимал меры для его добровольного исполнения. Как установлено судами, строительными материалами погашен долг истца на сумму 666 320 рублей, остаток долга по мировому соглашению составляет 1 592 866 рублей 57 копеек.

В последующий период взыскатель принимал меры для исполнения судебного акта путем обращения в различные органы: в Министерство строительства Кабардино-Балкарской Республики 31.10.2006; Президенту Кабардино-Балкарской Республики 09.01.2007, в феврале 2007, 22.10.2007, 16.07.2008; Управление федерального казначейства 13.02.2008 (отказ от исполнения в связи с необходимостью направления документов в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики); Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики 05.03.2008 (предложено направить документы в ликвидационную комиссию), в ликвидационную комиссию ГУ “Служба единого государственного заказчика“ 16.03.2008 (возвратила обществу представленные материалы, в том числе исполнительный лист, ввиду отсутствия задолженности по данным бухгалтерского учета), Службу судебных приставов 03.07.2008 (постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства от 09.07.2008 в связи с необходимостью направления документов в Управление федерального казначейства), в администрацию Президента Российской Федерации 08.05.2008, 19.08.2008.

Согласно определению Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.06.2009 по делу N А25-1512/01 общество повторно направило в ликвидационную комиссию ГУ “Служба единого государственного заказчика“ исполнительный лист по указанному делу, который последней не возвращен. Названным определением суд отказал обществу в выдаче дубликата исполнительного листа, поскольку он находится в ликвидационной комиссии.

В соответствии со статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации в период ликвидации юридического лица исполнение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией. Поскольку ликвидационная комиссия учреждения получила исполнительный лист и не возвратила его взыскателю в связи с пропуском срока на предъявление к исполнению (отказ от исполнения обоснован отсутствием денежных средств и задолженности перед обществом), а оставила исполнительный лист у себя,
указанные действия означают фактическое принятие исполнительного листа к исполнению. Законодательство не запрещает должнику исполнить повторно предъявленный исполнительный лист независимо от срока его предъявления. Не возвратив полученный исполнительный лист по причине пропуска срока на его предъявление, учреждение лишило возможности истца обратиться в суд с ходатайством о восстановлении срока на предъявление исполнительного листа ко взысканию. Кроме того, из представленных в материалы дела заявлений общества следует, что в период с 2005-2007 г. в отношении его руководителя возбуждались уголовные дела, связанные со взысканием долга с учреждения (т. 1, л. д. 147 - 151), что препятствовало ему добиваться исполнения судебных актов в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция отклоняет довод заявителя жалобы о том, что истец утратил право на взыскание суммы с субсидиарного ответчика в связи с пропуском срока на предъявление к исполнению исполнительного листа.

Ликвидационная комиссия как основной должник не погасила задолженность по действующему обязательству, поэтому общество в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно обратилось с иском к уполномоченному собственнику - Кабардино - Балкарской Республике в лице Министерства финансов, несущему субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения.

Довод министерства о неприменении судами срока исковой давности не принимается кассационным судом. В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения решения.

Материалы дела не содержат заявления министерства о применении срока исковой давности.

Суды правильно определили вопросы, подлежащие доказыванию по делу, оценили доказательства, представленные сторонами в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловные основания
для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.10.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2009 по делу N А20-816/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И.АФОНИНА

Судьи

В.Е.ЕПИФАНОВ

А.И.МЕЩЕРИН