Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.2010 по делу N А20-164/2009 Дело передано на новое рассмотрение, так как суды не выяснили, были ли вместе с жилыми домами переданы в муниципальную собственность и земельные участки, необходимые для эксплуатации переданных жилых домов, находится ли предоставленный предпринимателю в аренду спорный земельный участок в границах указанных земельных участков, является ли истец лицом, уполномоченным заявлять такой иск, каким образом удовлетворение исковых требований приведет к восстановлению нарушенного права истца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 г. по делу N А20-164/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., в отсутствие в судебном заседании истца - Федерального государственного учреждения “Управление Северо-Кавказского военного округа“ в лице подразделения Моздокской квартирно-эксплуатационной части района, ответчиков: индивидуального предпринимателя Ф.И.О. администрации города Прохладный, третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской
Республики от 02.07.2009 (судья Шокумов Ю.Ж.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 (судьи Белов Д.А., Сулейманов З.М., Фриев А.Л.) по делу N А20-164/2009, установил следующее.

ФГУ “Управление Северо-Кавказского военного округа“, в лице подразделения Моздокской квартирно-эксплуатационной части района (далее - КЭЧ района) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (далее - предприниматель) и администрации города Прохладный (далее - администрация) об обязании произвести демонтаж здания магазина, расположенного в г. Прохладный по ул. К. Маркса, 2/1 (уточненные требования).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кабардино-Балкарской Республике (далее - теруправление).

Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.07.2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009, исковые требования удовлетворены. Суды пришли к выводу о том, что возведенный предпринимателем объект является самовольной постройкой, поскольку администрация не имела права предоставлять под строительство земельный участок, находящийся в федеральной собственности.

В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель считает, что администрация имела полномочия действовать от имени Российской Федерации при предоставлении земельного участка. Суды не учли, что дома, принадлежащие КЭЧ района, переданы в муниципальную собственность вместе с прилегающими участками. По мнению заявителя, в деле отсутствуют доказательства того, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка истца.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление надлежит отменить по следующим обстоятельствам.

Как видно из материалов дела, постановлением главы
администрации от 05.02.2004 N 102 истцу в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 63257 кв. м, расположенный по адресу: г. Прохладный, ул. К. Маркса, жилой городок воинской части 64201 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.09.2007 серии 07 АД N 073116).

20 ноября 2007 года на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем выдано свидетельство серии 07 АД N 077213.

Постановлением главы администрации от 19.05.2000 N 358 предпринимателю предоставлен земельный участок под строительство торгового киоска, расположенный в г. Прохладном по ул. К. Маркса, 1/1.

11 февраля 2002 года администрацией и предпринимателем заключен договор N 21 аренды указанного земельного участка сроком на 1 год.

Постановлением главы администрации от 04.03.2005 N 141 утвержден акт предварительного выбора земельного участка под строительство магазина площадью 56 кв. м по ул. К. Маркса (в районе военного городка). Данный земельный участок предоставлен предпринимателю в аренду сроком на 7 лет с разрешением на строительство мини-магазина. Этот земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен номер 07:10:02 06 015:0002.

3 февраля 2006 года администрация и предприниматель заключили договор N 541 аренды земельного участка с кадастровым номером 07:10:02 06 015:0002 сроком на 7 лет.

Полагая, что земельный участок предоставлен предпринимателю незаконно, без согласия собственника участка, КЭЧ района обратилась в арбитражный суд с иском об обязании освободить земельный участок путем сноса магазина.

Суды установили, что земельный участок площадью 56 кв. м с кадастровым номером 07:10:02 06 015:0002 является частью земельного участка площадью 63 257 кв. м, расположенного по адресу: г. Прохладный, ул. К. Маркса, жилой городок воинской части 64201.

Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской
Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.

На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“ земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 2 статьи 13 названного закона управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство в пределах своей компетенции осуществляет правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Исходя из указанных положений, полномочия по распоряжению земельными участками, предоставленными Вооруженным Силам, принадлежат Министерству обороны Российской Федерации в лице его уполномоченных органов.

Суды, удовлетворяя исковые требования к предпринимателю, сослались на то, что мини-магазин является самовольной постройкой, поскольку создан без согласия на то собственника земельного участка.

Данный вывод является преждевременным и сделан без учета следующего.

Из материалов дела видно, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.11.1996 N 1592 и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 “О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность“ в
собственность муниципального образования г. Прохладный были переданы жилые дома по ул. К. Маркса.

Согласно пункту 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Суды не выяснили, были ли вместе с жилыми домами переданы в муниципальную собственность и земельные участки, необходимые для эксплуатации переданных жилых домов, находится ли предоставленный предпринимателю в аренду спорный земельный участок в границах указанных земельных участков, является ли истец лицом, уполномоченным заявлять такой иск, каким образом удовлетворение исковых требований приведет к восстановлению нарушенного права истца.

Поскольку указанные обстоятельства суды не выяснили, а они имеют существенное значение для разрешения спора, судебные акты подлежат отмене. В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на исследование и установление обстоятельств дела и оценку доказательств, поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует выяснить названные в настоящем постановлении обстоятельства и, с учетом установленного, разрешить спор.

Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.07.2009 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу N А20-164/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.ТРИФОНОВА

Судьи

В.В.АВАРЯСКИН

Е.И.АФОНИНА