Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2010 по делу N А01-362/2008 Дело по иску об освобождении земельного участка направлено на новое рассмотрение, поскольку вывод суда об отсутствии права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком противоречит установленным по делу обстоятельствам его формирования и предоставления, а также пункту 9 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 февраля 2010 г. по делу N А01-362/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Афониной Е.И. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от ответчика - индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - Манукова С.В. (паспорт) и Лобода А.П. (доверенность от 23.05.2008), от третьих лиц: Майкопской квартирно-эксплуатационной части района - Сапельникова В.Н. (доверенность от 30.11.2009), администрации муниципального образования г. Майкоп - Зехова А.Н. (доверенность от 12.01.2010), в отсутствие истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.07.2008 (судья Шебзухов З.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 (судьи Захарова Л.А., Ильина М.В., Малыхина М.Н.) по делу N А01-362/2008, установил следующее.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Манукову С.В. (далее - предприниматель) об освобождении земельного участка, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, квартал 407-в, общей площадью 396 кв. м.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Майкопская квартирно-эксплуатационная часть района и администрация муниципального образования г. Майкоп (далее - администрация).

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.07.2008, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009, исковые требовании удовлетворены.

Суды пришли к выводу о том, что у ответчика отсутствуют основания для использования спорного земельного участка, относящегося к федеральной собственности.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и апелляционное постановление. По мнению заявителя, государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком войсковой части N 09332 не содержит сведений о его государственной регистрации, в связи с чем является недействующим и не порождает правовых последствий. Суды не учли, что истец не относится к органам, контролирующим соблюдение земельного законодательства в отношении спорного земельного участка. В силу статей 27, 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации к землям обороны могут быть отнесены только земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов и в закрытых административно-территориальных образованиях. Кроме того, согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации и законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ право муниципальной собственности в отношении спорного участка возникло в связи с передачей объектов недвижимости, указанных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 03.01.2002 N 2-р. Кроме того, в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение спорным земельным участком вправе осуществлять органы местного самоуправления. Строения предпринимателя находятся в 12 зоне градостроительного зонирования и входят в жилую зону “Ж-4“.

В отзыве на кассационную жалобу Майкопская квартирно-эксплуатационной часть района просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В заседании суда предприниматель, его представитель, а также представители третьих лиц поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, земельный участок общей площадью 432 га на юго-восточной стороне города Майкопа 20.03.1958 закреплен за войсковой частью 09332. Решением Майкопского горисполкома от 12.12.1966 N 20/1809 уточнены границы земельного участка. На основании этого решения составлена схема участка площадью 415 га и выдан государственный акт на право пользования землей от 20.01.1983 серии А-1 N 177704. Распоряжением главы администрации города Майкопа от 18.11.1993 N 3663-р уточнены границы земельного участка, занимаемого войсковой частью - 359,69 га. На основании указанного распоряжения войсковой части 09332 выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования РА-2 N 000447.

12 августа 2004 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный в юго-восточной стороне города Майкопа общей площадью 352,94 га с кадастровым номером 01:08 0000 000:0011, и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 12.08.2004 серии 01-РА N 125 814.



В качестве основания для государственной регистрации в свидетельстве указан пункт 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“.

21 апреля 2006 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 350 739 кв. м, расположенный по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, юго-восточная часть, квартал, 407-а, 407-6, 407-в, 407-г, 407-д, 407-ж, 408-а, 408-6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 01-АА N 051587.

Управление провело проверку использования земельных участков, расположенных в юго-восточной части города Майкопа, в целях выявления сторонних землепользователей и контроля за использованием земельных участков Министерства обороны Российской Федерации, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации.

В результате установлено, что на земельном участке площадью 396 кв. м, расположенном по адресу: г. Майкоп, ул. Шоссейная, квартал 407-в, находится строение (торговый павильон), принадлежащее предпринимателю.

Считая, что Мануков С.В. незаконно занимает земельный участок, находящийся в федеральной собственности, управление обратилось с иском в арбитражный суд.

Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“ определено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

Суды установил, что земельный участок площадью 352,94 га (в состав которого входит спорный земельный участок) находится в федеральной собственности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Право федеральной собственности на земельный участок, на части которого расположено имущество предпринимателя, зарегистрировано в установленном законом порядке.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 18.03.2009 по делу N А01-1418/2008 установлен факт нахождения спорного участка в федеральной собственности.

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств, позволяющих отнести истребуемый участок к федеральной собственности, надлежит отклонить.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи спорного участка (его части) в муниципальную собственность в связи с принятием объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения Майкопской квартирно-эксплуатационной части.

Согласно статьям 209, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицам, управомоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду.



С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии у ответчика основания для использования участка.

В то же время суды не учли следующее.

Одним из условий, необходимых для удовлетворения заявленного иска, является наличие у истца права на обращение в суд.

В соответствии со статьей 124 Кодекса Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса.

Согласно статье 125 Кодекса от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“ земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 2 статьи 13 названного закона управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно статьям 10, 11 и 12 рассматриваемого закона Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам;

Из содержания приведенных норм права и их системного толкования следует, что полномочия по распоряжению земельным участком, находящимся в федеральной собственности и закрепленным за Минобороны России, принадлежат Минобороны России в лице его уполномоченных органов.

В деле отсутствуют и суды не исследовали документы, подтверждающие наличие у управления права на обращение в суд с заявленным иском. Ссылка судов на постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2006 N 176 “Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования“ противоречит содержанию названного нормативного правового акта.

Вывод апелляционного суда об отсутствии права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком противоречит установленным по делу обстоятельствам его формирования и предоставления, а также пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Кроме того, в деле отсутствует положение о Майкопской квартирно-эксплуатационной части района либо иной документ, в котором были определены полномочия, делегированные ей уполномоченным органом, в том числе - по вопросу распоряжения земельными участками Минобороны России.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

С учетом изложенного решение и постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, правильно определить субъектный состав спорного правоотношения и на основании представленной сторонами совокупности доказательств разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права. Кроме того, суду следует оценить доводы ответчика об отсутствии в деле доказательств, позволяющих установить факт нахождения принадлежащего ему имущества на земельном участке, относящемся к федеральной собственности.

Расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы распределить по результатам нового рассмотрения дела.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.07.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2009 по делу N А01-362/2008, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.МЕЩЕРИН

Судьи

Е.И.АФОНИНА

В.Е.ЕПИФАНОВ