Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2010 по делу N А63-9416/2009 С Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате за газ, в остальной части (сумма НДС) в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 февраля 2010 г. по делу N А63-9416/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 4 февраля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Илюшникова С.М. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью “Ставропольская региональная компания по реализации газа“ - Новикова Д.А. (доверенность от 01.01.2010) и Лытягиной Л.Н. (доверенность от 01.01.2010), в отсутствие ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц - Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края, муниципальных дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений Александровского района Ставропольского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя в Ставропольском крае - Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю - на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2009 по делу N А63-9416/2009 (судья Денека И.М.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Ставропольрегионгаз“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 4 008 208 рублей 42 копеек - затрат, связанных с предоставлением в 2008 году льгот по оплате природного газа гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон об образовании). Исковые требования мотивированы тем, что, предоставляя гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ, общество не получило полного возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот за 2008 год соответствующим бюджетом.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края, МДОУ Д/с N 2 “Юбилейный“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 3 “Аленушка“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 4 “Березка“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 5 “Ивушка“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 7 “Светлячок“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 10 “Буратино“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 12 “Незабудка“ с. Саблинское, МДОУ Д/с N 14 “Калинка“ с. Калиновское, МДОУ Д/с N 15 “Малышок“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 16 “Солнышко“ с. Северное, МДОУ Д/с N 16 “Теремок“ с. Северное, МДОУ Д/с N 17 “Солнышко“ с. Грушевское, МДОУ Д/с N 18 “Тополек“ с. Калиновское, МДОУ Д/с N 20 “Рябинушка“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 26 “Солнышко“ х. Средний, МДОУ Д/с N 29 “Золотой Ключик“ с. Садовое, МДОУ Д/с N 31 “Ручеек“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 33 “Звездочка“ с. Александровское, МДОУ Д/с N 34 “Фиалка“ с. Александровское, МОУ СОШ N 1 с. Александровское, МОУ СОШ N 2 с. Александровское, МОУ СОШ N 4 с. Северное, МОУ СОШ N 5 с. Круглолесское, МОУ СОШ N 6 с. Саблинское, МОУ СОШ N 7 с. Калиновское, МОУ СОШ N 8 с. Грушевское, МОУ СОШ N 9 х. Новокавказский, МОУ СОШ N 10 с. Александровское, МОУ СОШ N 11 с. Александровское, МОУ СОШ N 13 с. Всадник, МОУ СОШ N 16 с. Александровское Александровского района Ставропольского края.

Решением от 02.11.2009 иск удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 3 396 786 рублей 80 копеек в возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам Александровского района Ставропольского края по оплате за газ, в остальной части (сумма налога на добавленную стоимость) в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность, связанная с предоставлением мер социальной поддержки по оплате природного газа на отопление, должна компенсироваться за счет средств федерального бюджета. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и в иске отказать. Заявитель жалобы указал на то, что суд не применил при рассмотрении дела нормы подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статьи 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005). По мнению заявителя жалобы, удовлетворены требования к ненадлежащему ответчику. Основания для возмещения убытков общества за счет казны Российской Федерации отсутствуют. Выпадающие доходы подлежат возмещению за счет средств бюджета публично - правового образования.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представители общества поддержали доводы отзыва.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество и третьи лица по настоящему делу, являющиеся муниципальными общеобразовательными учреждениями, 16.01.2008 заключили соглашения о предоставлении информации для бесплатного предоставления газа педагогическим работникам. Общество предоставило педагогическим работникам, указанным в списках муниципальных образовательных учреждений Александровского района, льготы по поставке природного газа на отопление за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

Согласно сводному реестру для возмещения затрат на предоставленные меры социальной поддержки гражданам, проживающим и работающим в сельской местности по оплате природного газа в соответствии с Законом об образовании по филиалу общества в Александровском районе, обществом поставлено, а педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений потреблено за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 природного газа на общую сумму 4 008 208 рублей 42 копейки (в том числе налог на добавленную стоимость в сумме 611 421 рубль 62 копейки).



В обоснование своих требований о взыскании убытков, общество представило в материалы дела соглашения о предоставлении информации, сводный расчет задолженности для возмещения убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ежемесячные реестры, подтверждающие право на меры социальной поддержки, списки работников муниципальных образовательных учреждений, имеющих право на меры социальной поддержки, заверенные учреждением, копию книги продаж общества, счета-фактуры по реализации газа населению Александровского района в 2008 году, приказ Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, постановление Региональной тарифной комиссии от 17.12.2007 СК N 28/1. Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 “Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности“, субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.

При рассмотрении спора суд установил, что Ставропольскому краю в 2008 году из федерального бюджета не выделялись средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. Действие Закона об образовании государство не отменяло и не приостанавливало. Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.

При таких обстоятельствах вывод о необходимости удовлетворения требований о взыскании убытков за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам. Органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством, поэтому суд правомерно удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Довод заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется кассационным судом. Обязанность Российской Федерации по возмещению выпадающих доходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части сделаны в соответствии с материалами дела, при отсутствии нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2009 по делу N А63-9416/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий



Н.В.ЧЕСНЯК

Судьи

С.М.ИЛЮШНИКОВ

Ю.В.РЫЖКОВ