Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.01.2010 по делу N А32-15421/2008-34/345 Заявленные требования о признании недействительным решения налогового органа в части восстановления налога на добавленную стоимость удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган неправомерно вынес оспариваемое решение в части предложения обществу восстановить заявленный к вычету из бюджета НДС по работам, выполненным подрядными организациями и уплаченный им при проведении капитального строительства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2010 г. по делу N А32-15421/2008-34/345

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - закрытого акционерного общества “Таманьнефтегаз“ и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 63513, 63514) и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2009 (судья Марчук Т.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 (судьи Шимбарева Н.В., Винокур И.Г., Гиданкина А.В.) по делу N А32-15421/2008-34/345, установил следующее.

ЗАО “Таманьнефтегаз“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району (далее - налоговая инспекция) от 04.05.2008 N 13-10/01731 в части восстановления 19 774 249 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2006 год по работам, выполненным в 2005 году подрядными организациями и уплаченных им при проведении капитального строительства (с учетом определения суда от 06.11.2008).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что налоговая инспекция неправомерно вынесла оспариваемое решение в части предложения обществу восстановить заявленный к вычету из бюджета НДС за 2006 год по работам, выполненным в 2005 году подрядными организациями и уплаченный им при проведении капитального строительства.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты. Податель жалобы указывает, что сумма НДС, предъявленная к вычету в рамках 1/12 доли по строительно-монтажным работам, выполненным в 2005 году и оплаченным обществом в 2006 году, ежемесячно (с января по декабрь 2006 года) завышалась, о чем свидетельствует инвентарная ведомость по счетам-фактурам, предъявленным заявителю. В части восстановления заявленного к вычету из бюджета НДС за ноябрь - декабрь 2006 года оспариваемое решение налоговой инспекции не нарушает права и законные интересы общества, поскольку вычет НДС за указанный период был предоставлен заявителю после вступления в законную силу судебных актов по делам N А32-14020/2007-23/360 и N А32-14614/08-59/207, а предложение заинтересованного лица о восстановлении НДС отправлено на окончательную корректировку налоговых обязательств в карточке лицевого счета налогоплательщика.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании решения от 09.06.2007 N 23 проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.10.2005 по 30.04.2007.

В ходе проверки установлено, что общество неправомерно заявило к вычету из бюджета НДС в сумме 19 774 249 рублей за 2006 год. В основу вывода налоговой инспекции о завышении возмещения обществом за январь-октябрь 2006 года НДС в сумме 14 897 130 рублей послужил анализ инвентарной ведомости, отражающей счета-фактуры, из которых сформирована сумма НДС по строительно-монтажным работам, выполненным в 2005 году и оплаченным 2006 году, предъявленная к вычету равными долями в течение 2006 года. Налоговая инспекция также указывает на завышение возмещения заявителем НДС в сумме 4 877 119 рублей за ноябрь и декабрь 2006 года.

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 04.05.2008 N 13-10/01731, которым обществу, в том числе, предложено восстановить неправомерно заявленный к вычету из бюджета НДС в сумме 19 885 513 рублей.

Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции в указанной части, в соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.



В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ “О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику с 01.01.2005 до 01.01.2006 подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция пришла к выводу о завышении включенного обществом в 1/12 долю НДС за 2005 год по контрагентам ОАО “Севкавэнергомонтаж“, ОАО “Нижегородниинефтепроект“, ОАО “МСИ“, АО “Нефтегаз“ и ОАО “СГ-транс“.

Судебные инстанции исследовали документы по контрагентам ОАО “Севкавэнергомонтаж“ и ОАО “Нижегородниинефтепроект“ (счета-фактуры, журналы-ордера за 2006 год по счету 19.1 “Налог на добавленную стоимость“, журналы проводок по счетам 19.1 “Налог на добавленную стоимость“ и 68 “Расчеты по налогам и сборам“ за 2006 год, книги покупок за январь, февраль, апрель, май, июнь и ноябрь 2006 года) и установили, что сумма НДС, предъявленная обществом в 2006 году в рамках 1/12 доли по выполненным данными контрагентами строительно-монтажным работам в 2005 году и оплаченным по счетам-фактурам, не превышает сумму, указанную в данных счетах-фактурах и заявленную в книгах покупок.

Кроме того, судебные инстанции указали, что общество в соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации в течение 2006 года ежемесячно по основным и уточненным налоговым декларациям заявляло к возмещению НДС, предъявленный ему с 01.01.2005 по 01.01.2006 подрядными организациями и оплаченный при проведении капитального строительства. В ходе камеральных проверок налоговая инспекция проверяла правомерность заявленного обществом к возмещению НДС и его суммы. По результатам данных проверок налоговой инспекцией вынесены решения, которыми обществу возмещен из бюджета НДС за 2005 год по налоговым декларациям за январь - декабрь 2006 года в общей сумме 186 646 773 рублей, в том числе за январь - октябрь 2006 года - 170 796 454 рублей 93 копеек.

Исходя из указанных обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что по результатам камеральных проверок за январь - октябрь 2006 года налоговая инспекция подтвердила правомерность заявленного к возмещению НДС в сумме 14 897 130 рублей.

Судебные инстанции обоснованно отклонили ссылку налоговой инспекции на сведения инвентарной ведомости, согласно которой заинтересованное лицо пришло к выводу о завышении заявителем суммы НДС, поскольку данная ведомость не является регистром бухгалтерского учета и официально утвержденной формой документа, а представляет собой реестр счетов-фактур, составляемых плательщиком налога в произвольной форме.

При этом в оспариваемом решении налоговой инспекции отсутствуют ссылки на конкретные счета-фактуры, платежные документы, акты выполненных работ, договоры и другие первичные бухгалтерские документы, по которым налоговая инспекция пришла к выводу о завышении обществом подлежащей возмещению суммы НДС. Вместе с тем у налоговой инспекции в рамках проведения проверки имелась возможность установить соответствие сведений, указанных в счетах-фактурах, первичным документам. Доказательства обратного налоговая инспекция не представила.

Таким образом, вывод суда о незаконности решения налоговой инспекции в части восстановления заявленного к вычету из бюджета НДС в сумме 14 897 130 рублей за январь - октябрь 2006 года является правильным и подтверждается материалами дела.

По контрагентам общества ОАО “МСИ“, АО “Нефтегаз“ и ОАО “СГ-транс“ налоговая инспекция также пришла к выводу о неправомерности включения заявителем в 1/12 долю возмещаемого в 2006 году НДС в связи с тем, что в возмещении спорной суммы обществу отказано решениями налоговой инспекции от 15.05.2007 N 3537 и N 3538 по итогам камеральных проверок уточненных деклараций за ноябрь и декабрь 2006 года.

Исследуя указанные обстоятельства, судебные инстанции установили, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2007 по делу N А32-14020/2007-23/360, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009, по заявлению общества признано недействительным решение налоговой инспекции от 15.05.2007 N 3537 об отказе в возмещении НДС по уточненной налоговой декларации за ноябрь 2006 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.2009 имеет N А32-14614/07-59/207, а не А32-14614/08-59/207.

Решением от 20.06.2008 по делу N А32-14614/08-59/207 по заявлению общества признано частично недействительным решение налоговой инспекции от 15.05.2007 N 3538 об отказе в возмещении НДС по декларации за декабрь 2006 год. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.02.2009 по делу N А32-14614/08-59/207 решение суда от 20.06.2008 отменено в части отказа в удовлетворении требований и в указанной части решение налоговой инспекции признано недействительным.

Судебные инстанции, исходя из указанных обстоятельств, обоснованно сослались на преюдициальное значение данных судебных актов в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришли к правомерному выводу о незаконности решения налоговой инспекции в части восстановления заявленного к вычету из бюджета НДС в сумме 4 877 119 рублей за ноябрь и декабрь 2006 года.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод о том, что оспариваемое решение налоговой инспекции в части восстановления заявленного к вычету из бюджета НДС в сумме 4 877 119 рублей за ноябрь и декабрь 2006 года не нарушает права и законные интересы общества, поскольку вычет НДС за указанный период предоставлен заявителю после вступления в законную силу судебных актов по делам N А32-14020/2007-23/360 и N А32-14614/08-59/207, а предложение заинтересованного лица о восстановлении НДС направлено на окончательную корректировку налоговых обязательств в карточке лицевого счета налогоплательщика. Налоговая инспекция не представила в материалы дела доказательства, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства.



Остальные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и получили соответствующую правовую оценку.

В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий на переоценку доказательств, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы участвующих в деле лиц суды исследовали и дали им надлежащую правовую оценку с соблюдением требований главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 по делу N А32-15421/2008-34/345 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.А.КАНАТОВА

Судьи

Т.Н.ДОРОГИНА

Т.Н.ДРАБО