Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.01.2010 по делу N А53-11701/2009 При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2010 г. по делу N А53-11701/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Зорина Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя - ООО “Донспан“ - Ульянченко А.В. (доверенность от 14.12.2009 N 1ю), в отсутствии от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Ростовской области (ранее - Инспекция Федеральной налоговой службы России по Аксайскому району Ростовской области), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2009 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 (Шимбарева Н.В., Винокур И.Г., Гиданкина А.В.) по делу N А53-11701/2009, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Донспан“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 06.02.2009 N 2 в части налога на добавленную стоимость в сумме 1 062 380 рублей, пени в сумме 154 288 рублей 59 копеек, налоговых санкций в сумме 32 788 рублей (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что общество надлежащим образом осуществляло раздельный учет, нарушения пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации не установлены. Общество имело право на налоговый вычет в соответствии со статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты. По ее мнению, общество неправомерно предъявило к налоговому вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, при том, что впоследствии налог восстанавливался по товару переданному в розницу. Данный порядок противоречит пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу общество указывает, что принятые судебные акты законны и обоснованны, соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Федеральный арбитражный
суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании решения начальника инспекции от 18.11.2008 N 55 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов: налога на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход, налога на доходы физических лиц, налога на имущество, налога на прибыль, транспортного налога, единого социального налога, страховых взносов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.

На основании акта выездной налоговой проверки от 25.12.2008 N 52, возражений общества от 26.01.2009 инспекцией принято решение от 06.02.2009 N 2 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 1 062 380 рублей, пени по налогу на добавленную стоимость в размере 154 288 рублей 59 копеек, налог на прибыль в сумме 11 372 рублей, пени по налогу на прибыль в сумме 1 575 рублей 81 копейки, пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 400 рублей и налоговые санкции в сумме 33 075 рублей.

Общество, не согласившись с решением инспекции от 06.02.2009 N 2, обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области.

Решением от 18.05.2009 N 15-14/1312 Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области изменило решение инспекции в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 933 рублей, пени по налогу на прибыль и налоговых санкций по налогу на прибыль. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись
с решением инспекции от 06.02.2009 N 2 в части начислений налога на добавленную стоимость в сумме 1 062 380 рублей, пени в сумме 154 288 рублей 59 копеек, налоговых санкций в сумме 32 788 рублей, общество обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

По определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2006 N 157-О налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения; налог на добавленную стоимость является косвенным налогом (налогом на потребление): реализация товаров (работ, услуг) производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму этого налога.

Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса вычеты. По пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.

В силу статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке,
предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

По общему правилу налогоплательщики, осуществляющие операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС, обязаны вести раздельный учет “входного“ НДС в порядке, установленном пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость; - принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации
товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

Устанавливая обязанность налогоплательщиков по ведению раздельного учета, налоговое законодательство не определяет методики ведения раздельного учета.

Как установлено судами, общество в проверяемом периоде занималась оптовой и розничной торговлей. В соответствии с приказом об учетной политике на 2005, 2006, 2007 годы общество разработало методику ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по оприходованным товарам (работам и услугам) подлежащим вычету.

Суды исследовали представленные доказательства в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пришли к выводу о том, что общество указанную учетную политику соблюдало и обеспечило ведение раздельного учета налога. Данные выводы не опровергнуты налоговой инспекцией.

С
учетом изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о правомерности действий общества в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации и принятой им учетной политикой.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что решение инспекции от 06.02.2009 N 2 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения необоснованно и противоречит действующему налоговому законодательству.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку полно и всесторонне исследованных судами доказательств и обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.08.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 по делу N А53-11701/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

Л.В.ЗОРИН