Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.01.2010 по делу N А32-2005/2009 Поскольку общество представило в администрацию документы, необходимые для рассмотрения и решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, доказательства принятия администрацией соответствующего решения отсутствуют, вывод суда апелляционной инстанции о незаконности бездействия администрации является правильным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2010 г. по делу N А32-2005/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Спириденко Т.А., судей Назаренко И.П., Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Полтавского сельского потребительского общества - Быкова А.В. (доверенность от 11.01.2010 N 1), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования Красноармейский район - Дерявко Р.Н. (доверенность от 29.12.2009 N 34), в отсутствие третьих лиц - закрытого акционерного общества “Смена и К“, Красноармейского районного союза потребительских обществ, извещенных о времени и месте судебного
заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Красноармейский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2009 (судья Ильенко Е.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 (судьи Галов В.В., Ломидзе О.Г., Малыхина М.Н.) по делу N А32-2005/2009, установил следующее.

Полтавское сельское потребительское общество (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Красноармейский район (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату заявителю земельного участка с кадастровым номером 23:13:0103067:106 площадью 8 858 кв. м, расположенного в Краснодарском крае, Красноармейском районе, ст. Полтавской, ул. Базарная, 1, предназначенного для эксплуатации рынка; обязании администрации в двухнедельный срок направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:13:0103067:106 площадью 8 858 кв. м, расположенного в Краснодарском крае, Красноармейском районе, ст. Полтавской, ул. Ковтюха, 82, предназначенного для эксплуатации рынка.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009, заявление удовлетворено по тем основаниям, что отказ администрации в предоставлении в собственность обществу спорного земельного участка является незаконным и нарушает право заявителя на приватизацию земельного участка.

В кассационной жалобе администрация просит отменить решение от 26.03.2009 и постановление апелляционного суда от 02.10.2009 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов не соответствуют установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; администрация не принимала решение об отказе в предоставлении обществу спорного земельного участка; бездействие администрации не является незаконным, поскольку обусловлено тем, что заявитель нарушил порядок выкупа земельного участка, установленный статьей 36 Земельного кодекса
Российской Федерации, не представив все необходимые документы для решения вопроса о предоставлении земельного участка. Испрашиваемый земельный участок сформирован с нарушением требований законодательства, его границы проходят через объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности других лиц.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители администрации и общества повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей администрации и общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:13:0103067:106. В свидетельствах о праве собственности и регистрационных удостоверениях на объекты указан адрес их расположения: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Базарная, 1. Этот же адрес указан в кадастровом плане земельного участка номер 23:13:0103067:106. Постановлением главы Полтавского сельского поселения Красноармейского района от 09.10.2006 N 166 изменен адрес земельного участка - Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, 82.

5 ноября 2008 г. общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:13:0103067:106 площадью 8 858 кв. м, расположенного в ст. Полтавской, ул. Ковтюха, 82, в собственность за плату.

28 ноября 2008 г. межведомственной комиссией по размещению производственных сил на территории муниципального образования Красноармейский район принято решение об отказе обществу в предоставлении земельного участка в собственность за плату.

В письме от 02.12.2008 управление муниципальной собственностью администрации сообщило обществу,
что для рассмотрения по существу его заявления о предоставлении земельного участка в собственность необходимо предоставить кадастровый паспорт земельного участка и документы, подтверждающие основания предоставления в собственность земельного участка за плату по перечню, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.

Общество, считая, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные обществом требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый
акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Кодекса).

Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность юридических лиц земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса (статья 29 Кодекса).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного пользования до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны до 01.01.2010 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.

В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся
в государственной или муниципальной собственности. Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Приказ N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации представленные сторонами в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанции правильно установили, что испрашиваемый обществом земельный участок сформирован в соответствии с действующим порядком, находится на кадастровом учете, находится в границах земельного участка, предоставленного Красноармейскому сельскому потребительскому обществу - правопредшественнику общества на основании постановления главы администрации ст. Красноармейской от 05.09.1994 N 652 и государственного акта КК-2 N 223810000074 на праве постоянного (бессрочного) пользования в том числе площадью 0,9843 га для эксплуатации рынка, на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.

Кроме того, судебные инстанции установили, что общество представило в администрацию кадастровый план, согласно которому расположение испрашиваемого земельного участка на местности конкретизировано, границы его установлены и описаны.

Согласно статье 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ (в редакции от 23.07.2008) “О землеустройстве“ кадастровая карта (план) объекта землеустройства, в данном случае земельного участка, относится к землеустроительной документации.

Выданная уполномоченным органом кадастровая карта (план) земельного участка является доказательством существования земельного участка и установления его территориальных границ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что земельный участок, который общество намеревается приобрести в собственность на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, индивидуализирован в установленном законом порядке и может быть объектом договора купли-продажи в силу статьи 37 Кодекса, основан на установленных по делу обстоятельствах и соответствует приведенным нормам
права.

Поскольку общество представило в администрацию документы, необходимые для рассмотрения и решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, доказательства принятия администрацией соответствующего решения отсутствуют, вывод суда апелляционной инстанции о незаконности бездействия администрации является правильным.

Довод администрации о нахождении на спорном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих другим лицам, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как документально не подтвержденный.

Иные доводы кассационной жалобы также были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка. При этом администрацией не приведены доказательства, имеющиеся в материалах дела и не исследованные судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Основания для отмены обжалованных судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по делу N А32-2005/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.СПИРИДЕНКО

Судьи

И.П.НАЗАРЕНКО

Е.В.УЛЬКО