Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2010 по делу N А53-9707/2009 Заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС удовлетворено, поскольку налоговый орган не представил доказательств возмещения спорной суммы налога иными лицами - организациями, перевыставляющими счета-фактуры на оплату железнодорожного тарифа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2010 г. по делу N А53-9707/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Дорогиной Т.Н. и Зорина Л.В., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Грант-Сто“ и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 55974, 55975) и направивших ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2009 (судья Ширинская И.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 (судьи Андреева Е.В., Винокур И.Г., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-9707/2009, установил следующее.

ООО “Грант-Сто“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) от 26.02.2009 N 14/14 об отказе в возмещении 205 458 рублей налога на добавленную стоимость (уточненные требования).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009, заявленные требования удовлетворены. Суд признал вывод налоговой инспекции о неправомерном заявлении вычета по НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО “Севкузбассуголь“ на возмещение железнодорожного тарифа, ошибочным.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что перевозочный процесс осуществляет ОАО “РЖД“. Поскольку поставщик ООО “Севкузбассуголь“ не должно уплачивать НДС с сумм компенсации железнодорожного тарифа, полученных от общества, то основания для возмещения налога отсутствуют. Реализации услуг не происходит.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2008 года, по результатам которой составила акт от 27.01.2009 N 3.

Рассмотрев материалы проверки, а также представленные налогоплательщиком возражения, налоговая инспекция приняла решение от 26.02.2009 N 14/14 об отказе в возмещении 205 458 рублей налога.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налоговой инспекции в указанной части недействительным.

Во исполнение контракта от 28.03.2008 N 00005, заключенного с фирмой “CARBONEX INTERNATIONAL TRADING S.A.“ (Британские Виргинские острова), общество поставило на экспорт уголь. Факт экспорта подтверждается ГТД N 10313110/260808/0001993 (с отметками таможни), коносаментом и поручением на погрузку. Валютная выручка зачислена на валютный счет заявителя.

На внутрироссийском рынке товар приобретен обществом у ООО “Севкузбассуголь“ по договору от 10.01.2007 N 2-07. Согласно пункту 3.3 договора оплату стоимости железнодорожного тарифа и услуг перевозчика (в размере 1% от стоимости железнодорожного тарифа) производит покупатель (общество) путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика, в сумме, достаточной для оплаты тарифа на отгрузку 2 тыс. тн угля. В адрес общества выставлены счета-фактуры от 31.01.2008 N 00000017, от 11.02.2008 N 00000021, оплаченные платежными поручениями от 28.12.2007 N 314, от 09.01.2008 N 1.



ООО “Севкузбассуголь“ производит реализацию продукции в рамках комиссионных правоотношений.

По договору комиссии от 30.01.2007 ООО “Севкузбассуголь“ (исполнитель) обязуется организовать продажу на условиях “франко-вагон - станция отправления грузоотправителя“, а ООО “Сбытресурс“ - отгрузить угольную продукцию по реквизитам, указанным исполнителем. Оплата железнодорожного тарифа с НДС производится исполнителем путем заведения разрешительной телеграммы МПС на отгрузку угля на станцию отправления, либо перечислением денежных средств по реквизитам заказчика.

ООО “Сбытресурс“ пояснило, что заключало договоры с поставщиками угольной продукции ООО “Стальуглесбыт“, ООО “Трансуголь 2000“ ООО “Синтез 2007“ ООО “Сибирская торгово-сырьевая компания“ ООО “Сибинтекс“ на условиях FCA - станция отправления (т. 2, л. д. 106 - 107). При этом по договорам оплата железнодорожного тарифа с НДС производится покупателем путем заведения разрешительной телеграммы РЖД на станцию отгрузки не позднее трех дней до начала отгрузки.

Исследовав обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что налоговая инспекция неправомерно отказала в вычете НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО “Севкузбассуголь“ на возмещение железнодорожного тарифа.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 39 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов. При определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 166 Кодекса, уменьшается на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса. В случае превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, за соответствующий налоговый период образующаяся положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению (статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации).

Оказание обществу услуг по железнодорожным перевозкам подтверждается счетами-фактурами, платежными поручениями, книгой покупок, порядок оформления которых налоговым органом не оспаривается. Факты перевозки товара, его оприходования и уплаты спорной суммы НДС подтверждены материалами дела.

Доводы налогового органа о неправомерном заявлении обществом вычетов по компенсации стоимости транспортных услуг (железнодорожного тарифа) ввиду отсутствия объекта налогообложения (факта реализации) отклоняется, поскольку общество в данном случае не является лицом, перевыставляющем счета-фактуры (посредником).

Как видно из материалов дела, заявитель оплатил фактически оказанные услуги по перевозке товара железнодорожным транспортом. То обстоятельство, что спорная плата поступила поставщику услуг по перевозке через цепочку посредников (комиссионеров) не свидетельствует об отсутствии у общества права на возмещение налога. В процессе проверки общество указывало, что ООО “Сибинтекс“ состоит в договорных отношениях с ОАО “РЖД“.

Налоговая инспекция не представила доказательств возмещения спорной суммы налога иными лицами - организациями, перевыставляющими счета-фактуры на оплату железнодорожного тарифа.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доказательств недобросовестности налогоплательщика, направленной на незаконное получение налогового вычета по НДС из бюджета, а также согласованных действий, направленных на искусственное создание условий для получения налоговой выгоды, налоговая инспекция не представила.



Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и подлежат отклонению.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2009 по делу N А53-9707/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.А.БОБРОВА

Судьи

Т.Н.ДОРОГИНА

Л.В.ЗОРИН