Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2010 по делу N А32-20832/2009-59/292-128АЖ В удовлетворении заявленных требований отказано правомерно, так как в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку действия общества по искажению в расчете информации о количестве сброшенных загрязняющих веществ носят умышленный характер с целью уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2010 г. по делу N А32-20832/2009-59/292-128АЖ

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Бобровой В.А. и Зорина Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Краснодар Водоканал“ - Жадан Т.Н. (доверенность от 24.12.2009) и Меркуль К.Ю. (доверенность от 01.01.2010), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю - Науменко М.В. (доверенность от 25.12.2009), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Краснодар Водоканал“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2009 (судья Гонзус И.П.) по делу N А32-20832/2009-59/292-128АЖ, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Краснодар Водоканал“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления управления от 07.07.2009 N 02-004-12-ГП-13 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2009 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку действия общества по искажению в расчете информации о количестве сброшенных загрязняющих веществ в реку Кубань за IV квартал 2008 года носят умышленный характер с целью уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период, подлежащих внесению обществом в бюджет.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе общество просит судебный акт отменить. По мнению общества, доказательства, обосновывающие факт совершения обществом правонарушения, получены с нарушением закона и соответственно являются недопустимыми. Как считает общество, управление не уполномочено проводить в отношении общества плановую проверку на предмет правильности исчисления и внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, а составленный управлением протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока составления. Также в деяниях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отзыве на кассационную жалобу управление ссылается на наличие у него полномочий на проверку общества, правильное применение судом норм права и просит оставить жалобу без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 14.05.2009 N 1.09/368 управлением при участии представителей общества по доверенности Сергиенко С.В., Слепченко С.В. за период с 18.05.2009 по 15.06.2009 проведена плановая проверка деятельности общества на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что в разделах N 3 расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за I - IV кварталы 2008 года и I квартал 2009 года обществом указана недостоверная информация о количестве сбрасываемых загрязняющих веществ в составе сточных вод в реку Кубань, в частности, взвешенных веществ, БПКполн, нефтепродуктов, фенола, общего железа, меди, цинка, никеля, хрома, ионов аммония, нитрата ион, нитрита ион, СПАВ, хлоридов, фосфатов и сульфатов, что является нарушением статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ и статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“.

На основании проведенной проверки составлен акт от 15.06.2009 N 02-004-12-ГП-1, копия которого вручена представителю общества по доверенности Сергиенко С.В.

Письмом от 26.06.2009 N 0307/4831 управление уведомило общество о необходимости явки законного представителя общества 01.07.2009 в 12 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Названное письмо было получено обществом 30.06.2009. В присутствии представителя общества по доверенности Слепченко С.В. 01.07.2009 управлением составлен протокол об административном правонарушении N 02-004-12-ГП-5, в котором действия заявителя квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



Определением от 06.07.2009 рассмотрение материалов дела об административном правонарушении в отношении общества назначено на 07.07.2009, копия указанного определения вручена обществу 06.07.2009, что подтверждается отметкой о получении на копии определения.

Постановлением от 07.07.2009 N 02-004-12-ГП-13 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ установлено что, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Внесение платы, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно статье 23 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещения отходов, другие виды вредного воздействия“ и от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Судом установлено, что общество имеет лицензию и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). Представив расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2008 года в Северо-Кавказское межрегиональное управление по техническому и экологическому надзору по источникам сброса загрязняющих веществ в ОСК-1, ОСК-2 и Суворовский коллектор, общество указало недостоверную информацию о количестве сброшенных загрязняющих веществ в реку Кубань.

Судом отклонен довод общества о том, что в журналах общества по форме ПОД-13 и статистической отчетности по форме 2-ТП (водхоз) за IV квартал 2008 года зафиксировано фактическое количество сброшенных загрязняющих веществ, поскольку данная информация не представлена в Северо-Кавказское межрегиональное управление по техническому и экологическому надзору в расчетах платы. Диспозиция статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исчерпывающего перечня лиц (в том числе государственных органов), сообщение которым недостоверной информации влечет ответственность по данной статье. Содержащийся в постановлении управления вывод о размере недоплаченной платы носит ориентировочный характер и сделан в рамках исследования вопроса о наличии либо отсутствии мотивов предоставления недостоверных данных. Управление не начисляло и не взыскивало с общества недоимку.

Суд правомерно не принял во внимание довод общества о том, что расчеты платы не могут быть использованы в качестве доказательств совершения правонарушения, поскольку он противоречит как содержанию данных документов, так и пункту 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, правомерен вывод суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд установил отсутствие нарушений норм процессуального права при возбуждении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, что не опровергается материалами дела.

Судом правильно отклонен довод общества о том, что управление не уполномочено проводить плановую проверку в отношении общества, так как данные функции предоставлены Ростехнадзору.



Согласно пункту 4 положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.11.2008 N 464, управление осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов), а также за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

В соответствии с частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к органам, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривающих дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится также и Управление Росприроднадзора.

При проведении проверки управление в пределах своих полномочий проверило соблюдение обществом действующего законодательства при осуществлении сброса загрязняющих веществ в водный объект, в том числе в части касающейся обязанности общества по своевременному и достоверному сообщению уполномоченному государственному органу информации о количестве сброшенных в водный объект загрязняющих веществ за конкретный период.

Судом обоснованно отклонен довод общества о нарушение срока составления протокола об административном правонарушении от 01.07.2009 N 02-004-12-ГП-5, так как нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

При указанных обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.09.2009 по делу N А32-20832/2009-59/292-128АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи

В.А.БОБРОВА

Л.В.ЗОРИН