Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.01.2010 по делу N А32-8307/2009-45/80 Заявленные требования о признании недействительными решений налогового органа удовлетворены, так как обществом выполнены условия для возмещения налога на добавленную стоимость. Надлежаще оформленные (замененные) счета-фактуры представлены в налоговый орган до вынесения решения по результатам проверки, однако неправомерно не были приняты налоговым органом. Факт осуществления хозяйственных операций заинтересованным лицом не оспаривается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 2010 г. по делу N А32-8307/2009-45/80

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бобровой В.А., судей Дорогиной Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Крымску - Горшкова М.Г. (доверенность от 10.12.2009 N 04-10/), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Жалыбин и К“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 530136), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Крымску Краснодарского
края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2009 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 (судьи Шимбарева Н.В., Винокур И.Г., Захарова Л.А.) по делу N А32-8307/2009-45/80, установил следующее.

ООО “Жалыбин и К“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Крымску (далее - налоговая инспекция) от 25.12.2008 N 610 и N 162.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009, заявленные требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что обществом выполнены условия для возмещения налога на добавленную стоимость. Надлежаще оформленные (замененные) счета-фактуры представлены в налоговую инспекцию до вынесения решения по результатам проверки, однако, неправомерно не были приняты налоговым органом. Факт осуществления хозяйственных операций заинтересованным лицом не оспаривается.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на представление на проверку счетов-фактур, составленных с нарушением подпункта 4 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции повторил доводы жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации общества по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2008 года, по результатам которой составила акт от 01.11.2008 N 710.

Рассмотрев материалы проверки, а также представленные налогоплательщиком возражения, налоговая инспекция приняла решение от 25.12.2008 N 610 о доначислении 318 183 рублей налога на добавленную стоимость,
8 728 рублей 54 копеек пени. Решением от 25.12.2008 N 162 отказано в возмещении 369 385 рублей налога. Налоговый орган указал на составление счетов-фактур с нарушением подпункта 4 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Представленные налогоплательщиком замененные счета-фактуры (под теми же номерами и датами) налоговый орган не принял.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названных ненормативных актов недействительными.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера,
агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ).

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 указанной статьи, не является основанием к отказу принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Таким образом, основными условиями для принятия НДС к вычету являются приобретение и принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие оформленных в установленном порядке счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую передачу товара.

Согласно абзацу 4 статьи 88 и статье 93 Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Поэтому при направлении налоговым органом налогоплательщику соответствующего требования у последнего возникает обязанность представить в налоговый орган документы, подтверждающие налоговые вычеты.

Кроме того, на основании пунктов 4 и 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации на налоговый орган возложена обязанность исследовать все представленные доказательства, и в том случае, когда есть необходимость получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как видно из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемых решений послужил вывод налоговой инспекции о нарушении при
оформлении счетов-фактур ООО “Кровельный центр СМЦ“, ЗАО “КОМТЕХ-Краснодар“, ООО “СБСВ-Ключавто-Краснодар“, ООО “Торговая компания “Феррум“ требований подпункта 4 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (отсутствие в графе “К платежно-расчетному документу“ ссылки на платежный документ при получении аванса).

Общество до вынесения решений по результатам проверки исправило допущенные нарушения и представило в налоговый орган замененные счета-фактуры (с теми же номерами и датами).

Вывод суда о том, что налоговая инспекция неправомерно не приняла исправленные (замененные) в установленном порядке счета-фактуры, является правильным.

Положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрета на внесение изменений в неправильно оформленные счета-фактуры или их замену на документы, оформленные в соответствии с действующими нормами и содержащие все необходимые реквизиты и данные.

Внесение исправлений в счета-фактуры допускается также и пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, а также пунктом 5 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 196-ФЗ “О бухгалтерском учете“.

Переоформленные счета-фактуры, содержащие все сведения, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, представленные налоговой инспекции до принятия оспариваемого решения, должны рассматриваться налоговым органом наравне со счетами-фактурами, изначально содержащими необходимые сведения, поскольку налогоплательщик действовал добросовестно и принял все меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

Вывод суда о соответствии исправленных (замененных) счетов-фактур статье 169 Налогового кодекса Российской Федерации подтверждается материалами дела и документально не опровергнут налоговой инспекцией.

Проверив не только надлежащее оформление документов для возмещения налога на добавленную стоимость, представленных обществом, но и реальность осуществления хозяйственных операций с
реальными товарами (работами, услугами) и оценив представленные доказательства и доводы участвующих лиц в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно указал на незаконность оспариваемых решений налогового органа.

Доказательства, свидетельствующие о недобросовестности общества, налоговая инспекция не представила, соответственно, в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия решений.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 по делу N А32-8307/2009-45/80 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.А.БОБРОВА

Судьи

Т.Н.ДОРОГИНА

Ю.В.МАЦКО