Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 02.12.2010 по делу N А45-6098/2010 Из положений ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ следует, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 2010 г. по делу N А45-6098/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего, судьи О.И. Антипиной

судей А.А. Кокшарова, О.Г. Роженас

при участии представителей сторон:

от заявителя - Гафаровой М.Ф. по доверенности N 15 от 24.11.2010,

от третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Калининграду (правопреемника Межрайонной инспекции N 1 по Крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области) - Егачевой Т.А. по доверенности N 04-09/03 от 27.09.2010,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
N 9 по г. Калининграду на решение от 13.05.2010 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Л.П. Куст) и постановление от 19.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: М.Х. Музыкантова, Т.А. Кулеш, А.В. Солодилов) по делу N А45-6098/2010 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области о признании недействительной государственной регистрации.

Другие лица, участвующие в деле - общество с ограниченной ответственностью “Фактор“ (далее - Общество) и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области.

Суд

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду (далее - Межрайонная ИФНС N 9 по г. Калининграду, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее - Межрайонная ИФНС N 15 по Новосибирской области, регистрирующий орган) о признании недействительными решений от 28.12.2009 N 3402, N 200 о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за N 2095475082404.

Решением от 13.05.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС N 9 по г. Калининграду, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ошибочную оценку обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности представленных неуполномоченным лицом от имени Общества сведений об изменении местонахождения юридического лица, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.

Межрайонная ИФНС N 9 по г. Калининграду считает, что представленные
в деле документы являются достаточными доказательствами о том, что сведения, содержащиеся в учредительных документах, недостоверны.

Одновременно Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области, как правопреемником третьего лица по данному делу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области, заявлено ходатайство о замене третьего лица по делу на надлежащее в связи с реорганизацией названных налоговых органов, о чем представлены доказательства.

В отзыве на кассационную жалобу регистрирующий орган по доводам Инспекции возражает, просит судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители заявителя и третьего лица полностью поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе; заявленное ходатайство о замене третьего лица судом кассационной инстанции удовлетворено.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей заявителя и третьего лица по делу, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что третье лицо - ООО “Фактор“ зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области.

Решением участника ООО “Фактор“ от 17.12.2009 принято решение о внесении изменений в Устав Общества в связи с изменением его места нахождения. Указанным решением изменен также состав участников Общества, в результате изменения его единственным участником стал Резников Константин Григорьевич.

Согласно принятому решению, место нахождения Общества указано: 236029, г. Калининград, ул. Пролетарская, д. 114.

На основании представленных документов Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области 28.12.2009 приняты решения N 3402, 200 о государственной регистрации изменений,
вносимых в учредительные документы ООО “Фактор“.

Регистрационное дело в связи с изменением адреса нахождения юридического лица передано в Межрайонную ИФНС N 9 по г. Калининграду.

В ходе проведения контрольных мероприятий должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду установлено, что ООО “Фактор“ по адресу, указанному в учредительных документах, не находится.

Полагая, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Фактор“, учредительные документы регистрируемого Общества содержали недостоверные сведения о местонахождении юридического лица, что является грубым нарушением Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ), положений Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации“, постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей“ N 439, раздела 4 Методических разъяснений, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-9/16@, Межрайонная ИФНС N 9 по г. Калининграду обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований налогового органа, суды исходили из того, что признание недействительной государственной регистрации не относится к правовым последствиям предоставления в регистрирующий орган документов, содержащих недостоверные сведения; а также непредставления заявителем доказательств нарушения прав и законных интересов неограниченного круга лиц.

В соответствии со статьей 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В заявлении подтверждается, что
изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (п. “а“); решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (п. “б“); изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица (п. “в“); документ об уплате государственной пошлины, (редакция закона на момент обращения Общества с заявлением) (п. “г“).

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что регистрация проведена на основании полного пакета документов, представленных в надлежащий регистрирующий орган; по форме и содержанию документы соответствовали требованиям законодательства.

Из положений Закона N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа Обществу в государственной регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Инспекция
не представила доказательств, что оспариваемая регистрация нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе о том, что представление Обществом недостоверных сведений о своем местонахождении нарушает права Инспекции на осуществление налогового контроля, а также затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, носят предположительный характер, не подтверждены документально, следовательно, не могут быть признаны обоснованными.

Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.

По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.05.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.08.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6098/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Калининграду - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.И.АНТИПИНА

Судьи

А.А.КОКШАРОВ

О.Г.РОЖЕНАС