Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 13.10.2010 по делу N А03-1460/2010 Непревышение размера оплаты по договорам поставки над размером расчетов наличными деньгами, установленным между юридическими лицами в Российской Федерации, свидетельствует о неправомерности привлечения общества к административной ответственности за осуществление расчетов с названными лицами сверх установленных размеров.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2010 г. по делу N А03-1460/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Н.А. Алексеевой
судей Л.В. Беловой, Т.Я. Шабалковой
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (административный орган) на решение от 10.03.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья В.И. Матвиенко) и постановление от 01.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Т.А. Кулеш, Л.И. Жданова, А.В. Солодилов) по делу N А03-1460/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Мабикс“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю о привлечении к административной ответственности.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью “Мабикс“ (далее - общество, ООО “Мабикс“) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.01.2010 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 10.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2010, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю В.В. Тарады от 18.01.2010 о привлечении ООО “Мабикс“ к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В кассационной жалобе административный орган просит решение от 10.03.2010 и постановление от 01.06.2010 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, судами нарушены нормы материального и процессуального права. Вывод судов о том, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства, подтверждающие расчеты общества с поставщиками продукции наличными денежными средствами сверх установленных размеров в счет исполнения обязательств по договорам поставки от 02.02.2009 и от 13.10.2009, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что соглашения о расторжении указанных договоров поставки оформлены после проведения проверки, с целью избежать административной ответственности, и не могут служить надлежащим доказательством по делу.
В отзыве общество просит принятые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с 09.12.2009 по 15.12.2009 сотрудниками отдела оперативного контроля административного органа проведена проверка полноты учета выручки за период с 01.11.2009 по 08.12.2009, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций при осуществлении наличных денежных расчетов за период с 01.01.2009 по 08.12.2009 ООО “Мабикс“.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 17.12.2009, составленному по результатам проверки, ООО “Мабикс“ в нарушение пункта 1 Указания Центрального Банка России от 20.06.2007 N 1843-У “О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя“ (далее - Указания Банка России) в период времени с 01.01.2009 по 08.12.2009 осуществляло расчеты с юридическими лицами сверх установленных размеров.
За нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, постановлением от 18.01.2010 инспекция привлекла ООО “Мабикс“ к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 Указания Банка России установлено, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей.
Согласно письму Центрального Банка Российской Федерации от 04.12.2007 N 190-Т “О разъяснениях по вопросам применения Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У“ Указание содержит ограничение по сумме в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, независимо от срока действия договора и периодичности осуществления расчетов по нему.
В ходе проверки общества инспекцией установлено, что в период с 01.01.2009 по 08.12.2009 ООО “Мабикс“ оплатило за поставленные товары обществу с ограниченной ответственностью “НИССА“ (далее - ООО “НИССА“) 215 859 рублей 13 копеек и закрытому акционерному обществу “ДМС-Алтай“ (далее - ЗАО “ДМС-Алтай“) 270 245 рублей 29 копеек.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор поставки от 02.02.2009 N 123, заключенный между ООО “Мабикс“ и ЗАО “ДМС-Алтай“, и соглашение от 30.04.2009 о его расторжении, договор поставки товаров с рассрочкой платежа от 13.10.2009 N 147/09, заключенный между ООО “Мабикс“ и ООО “НИССА“, и соглашение от 30.10.2009 о его расторжении, платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам), документы о поставке товаров и продукции (товарные накладные и счета-фактуры), арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что административный орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства, подтверждающих оплату обществом вышеуказанных сумм в рамках одного договора.
Суд первой инстанции установил, что в период действия названных договоров поставки размер оплаты по ним не превысил установленного Указанием Банка России размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд принял законный и обоснованный судебный акт о признании незаконным и отмене постановления начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю В.В. Тарады от 18.01.2010 о привлечении ООО “Мабикс“ к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции установил аналогичные обстоятельства и подтвердил выводы суда первой инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что соглашения о расторжении указанных договоров поставки оформлены после проведения проверки, с целью избежать административной ответственности, и не могут служить надлежащим доказательством по делу, является несостоятельным, так как инспекция в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила соответствующих доказательств в его подтверждение.
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы также подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.03.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 01.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1460/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А.АЛЕКСЕЕВА
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
Т.Я.ШАБАЛКОВА