Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 07.09.2010 по делу N А03-12839/2008 Действия общества по установлению и поддержанию розничных цен реализации бензинов на территории города являются незаконными и образуют состав административного правонарушения, при этом антимонопольным органом обоснованно определена сумма штрафа исходя из общей выручки общества от розничной реализации автомобильного топлива за рассматриваемый период.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2010 г. по делу N А03-12839/2008

резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Е.М. Цыгановой,

судей О.И. Антипиной, В.И. Новоселова

рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:

от открытого акционерного общества “Нефтяная компания “Роснефть-Алтайнефтепродукт“: Ежова Е.В. по доверенности от 28.12.2009 N 375;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

кассационную жалобу открытого акционерного общества “Нефтяная компания “Роснефть-Алтайнефтепродукт“ на решение от 24.02.2010 (судья М.В. Старцева) Арбитражного суда Алтайского края и
постановление от 13.05.2010 (судьи М.Х. Музыкантова, Л.И. Жданова, А.В. Солодилов) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12839/2008 по заявлению открытого акционерного общества “Нефтяная компания “Роснефть-Алтайнефтепродукт“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

открытое акционерное общество “Нефтяная компания “Роснефть-Алтайнефтепродукт“ (далее - ОАО “НК “Роснефть-Алтайнефтепродукт“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) о наложении штрафа от 07.11.2008 по делу N А77/1-АД (АМ)09-08.

Решением арбитражного суда от 02.09.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 29.10.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 23.12.2009 отменил указанные решение суда и постановление апелляционной инстанции, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования и оценки судом доказательств, послуживших основанием исчисления сумм штрафа, определения периода, за который получена выручка от продажи товара и ее составляющих, учета порядка определения выручки и соразмерности наказания правонарушения, совершенного Обществом.

При новом рассмотрении решением арбитражного суда от 24.02.2010 заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением апелляционного суда от 13.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО “НК “Роснефть-Алтайнефтепродукт“, полагая, что судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение об удовлетворении требований, заявленных Обществом.

В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу Общества от Управления не поступил.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы
кассационной жалобы.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что 24.09.2008 Управлением принято решение N 43 о признании действий Общества по установлению и поддержанию розничных цен реализации бензинов автомобильных на территории г. Барнаула нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон N 135-ФЗ), о чем выдано предписание о прекращении в срок до 31.10.2008 нарушений антимонопольного законодательства.

Указанные решение и предписание были ОАО “НК “Роснефть-Алтайнефтепродукт“ оспорены в судебном порядке в судах апелляционной и кассационной инстанции; в удовлетворении требований Обществу было отказано, решение вступило в законную силу. На основании данного решения 07.11.2008 Управлением принято постановление о наложении штрафа по делу N 77/1-АД(АМ)09-08 об административном правонарушении - Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 3 908 114 руб., исчисленного с учетом выручки от продажи товара в 2007 году, на основании статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Полагая, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая ОАО “НК “Роснефть“ - Алтайнефтепродукт“ в удовлетворении заявленного требования, арбитражные суды исходили из правомерности исчисления Управлением ФАС суммы штрафа от размера суммы выручки, полученной от реализации бензинов автомобильных А-80 и Аи-92 и дизельного топлива, то есть от суммы всех поступлений от
реализации автомобильного топлива вне зависимости от цен реализации данного товара отдельным покупателям. Суды также признали обоснованным определение административным органом рынка, на котором совершено правонарушение - территория г. Барнаула и периода, в котором совершено правонарушение - июнь 2008 года. Размер штрафа, исчисленного Управлением ФАС за период с 13.05.2007 по 31.12.2007, признан правильным в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Смягчающих обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не учтенных Управлением ФАС при рассмотрении административного дела N А77/1-АД(AM)09-08, судами не установлено.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.

Статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Арбитражные суды, руководствуясь положениями статьи 11, пункта 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении дела, обоснованно приняли во внимание преюдициальное значение обстоятельств, установленных решением от 05.03.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным в силе постановлением от 23.07.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А03-11832/2008, которым Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными решения Управления от 24.09.2008 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в согласованных действиях
по увеличению цены реализации на нефтепродукты в апреле и июне 2008 года.

По вышеуказанному делу суды установили, что ОАО “НК “Роснефть-Алтайнефтепродукт“, ОАО “Газпромнефть-Алтай“ при осуществлении розничной реализации нефтепродуктов на территории г. Барнаула в июне 2008 года неоднократно повышали цены на ГСМ (А-80, АИ-92, дизтопливо).

Материалами настоящего дела подтверждается и судами установлено, что ОАО “НК “Роснефть-Алтайнефтепродукт“ в соответствии с распоряжением и.о. генерального директора Общества от 27.06.2008 N 001-144 с 29.06.2008 (т.2 л.д. 12) установило цены розничной реализации на бензин А-80 в размере 50,50 руб. за литр, на бензин АИ-92 - в размере 24,50 руб. за литр, то есть, повысив ранее установленные цены на 1 рубль. Цена на дизельное топливо (летнее) на основании указанного распоряжения от 27.06.2008 N 001-144 ОАО “НК “Роснефть-Алтайнефтепродукт“ была повышена с 29.06.2008 на 1,40 руб. за литр, что составило 26,00 руб. за литр.

Таким образом, поскольку Обществом были нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в установлении и поддержании розничных цен реализации бензинов автомобильных на территории г. Барнаула, то арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При исчислении суммы штрафа арбитражные суды, принимая во внимание положения статей 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации (примечание к статье 14.31 Кодекса), указали на то, что выручкой от розничной реализации автомобильного топлива (бензинов автомобильных и дизельного топлива), полученной Обществом за определенный период, будет являться сумма всех поступлений от реализации автомобильного топлива вне зависимости от цен реализации данного товара отдельным покупателям.

При этом, как правильно
указал суд первой инстанции, размер примененного к Обществу штрафа исчислен в соответствии с частью 4 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исходя из суммы общей выручки Общества от розничной реализации автомобильного топлива (бензинов автомобильных и дизельного топлива) в г. Барнауле в период с 13.05.2007 по 31.12.2007.

Так, судами установлено, что УФАС по Алтайскому краю зафиксировано единообразное и синхронное повышение цен, в том числе и на дизельное топливо, о чем имеется ссылка в его решении от 24.09.2008 N 43 (л.д.7-12, т.1), а также в постановлении о наложении штрафа по делу N 77/1-АД (AM) 09-08 от 07.11.2008 об административном правонарушении (л.д.13-19). Изменение цен на дизельное топливо у ОАО “Газпромнефть-Алтай“ зафиксировано 30.06.2008 с 11.00 часов (основание прейскурант розничных цен на ГСМ от 30.06.2008, утвержденный генеральным директором Общества).

При таких обстоятельствах арбитражными судами сделан обоснованный вывод о том, что сумма штрафа исчислялась УФАС на основе сведений о сумме выручки от розничной реализации автомобильного топлива (бензинов автомобильных и дизельного топлива) за период с 13.05.2007 по 31.12.2007, представленных ОАО “НК “Роснефть-Алтайнефтепродукт“ в УФАС, что подтверждается письмом ОАО “НК “Роснефть“ Алтайнефтепродукт“ от 07.10.2008 исх. N 11-35-30 (л.д.11, т.2). Согласно данному письму выручка от розничной реализации на территории г. Барнаула за период с 13.05.2007 по 31.12.2007 бензинов автомобильных А-76/80, Аи-92/93, дизельного топлива зимнего и дизельного топлива летнего составила в общей сумме 195 405 685 руб. (без НДС).

Учитывая изложенное, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о правильности исчисления УФАС суммы штрафа от размера суммы выручки, полученной от реализации бензинов автомобильных А-80 и Аи-92 и дизельного топлива, то есть от
суммы всех поступлений от реализации автомобильного топлива вне зависимости от цен реализации данного товара отдельным покупателям, а также об обоснованности определения административным органом рынка, на котором совершено правонарушение - территория г. Барнаула и периода, в котором совершено правонарушение - июнь 2008 года.

Следовательно, размер штрафа УФАС за период с 13.05.2007 по 31.12.2007 исчислен правильно в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что УФАС при избрании размера административного штрафа не были учтены смягчающие обстоятельства, такие как однократность повышения цен на автомобильное топливо и совершение Обществом административного правонарушения впервые, так как данный довод был предметом исследования апелляционного суда и ему дана надлежащая правовая оценка.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судами первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке выводов судов.

Арбитражные суды всесторонне исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.

При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Поскольку в настоящее время действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности и за подачу жалобы на судебные акты, принятые по таким делам, то уплаченная Обществом при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1000
руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 24.02.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 13.05.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12839/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу “Нефтяная компания “Роснефть-Алтайнефтепродукт“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., перечисленную платежным поручением от 09.06.2010 N 3844.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.М.ЦЫГАНОВА

Судьи

О.И.АНТИПИНА

В.И.НОВОСЕЛОВ