Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 10.08.2010 по делу N А75-11481/2009 Неисполнение заявителем в срок предписания уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства, выраженных в непредставлении необходимых сведений, при отсутствии доказательства невозможности его исполнения к установленному сроку свидетельствует о наличии оснований для привлечения кооператива к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2010 г. по делу N А75-11481/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ильина В.И.,

судей Антипиной О.И., Отческой Т.И.,

с участием представителей сторон:

от Жилищно-накопительного кооператива “Новострой“ - Пономарева М.Б. (доверенность от 03.08.2010);

представители Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-накопительного кооператива “Новострой“ на решение от 10.12.2009 (судья Г.А. Шабанова) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от
23.03.2010 (судьи Н.Е. Иванова, Ю.Н. Киричек, Е.П. Кливер) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11481/2009 по заявлению Жилищно-накопительного кооператива “Новострой“ к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

Жилищно-накопительный кооператив “Новострой“ (далее - ЖНК “Новострой“) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе (далее - Региональное отделение ФСФР) о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2009 N 62-09-355/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 10.12.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа в удовлетворении заявленных ЖНК “Новострой“ требований отказано.

Постановлением от 23.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ЖНК “Новострой“, ссылаясь вину должностного лица в совершении административного правонарушения, пропуск срока привлечения юридического лица к административной ответственности и малозначительность совершенного правонарушения, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.

В отзыве на кассационную жалобу Региональное отделение ФСФР, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ЖНК “Новострой“ судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ЖНК “Новострой“ Пономарева М.Б. поддержала доводы кассационной жалобы и дополнения к этой жалобе.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим
основаниям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 215-ФЗ имеет дату 30.12.2004, а не 30.12.2006.

Как видно из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением ЖНК “Новострой“ требований действующего законодательства, Региональным отделением ФСФР установлено, что в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.12.2006 N 215-ФЗ “О жилищных накопительных кооперативах“, Порядка представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости, утвержденного приказом ФСФР России от 17.02.2006 N 06-17/пз-н (в редакции от 03.10.2006 N 06-112/пз-н, далее - Порядок представления ежеквартальной отчетности), данным кооперативом не представлена в регистрирующий орган отчетность о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости за 1 квартал 2009 года.

В связи с этим Региональное отделение ФСФР направило ЖНК “Новострой“ предписание от 24.06.2009 N 62-09-СФ-08/6508 об устранении указанных нарушений и о представлении в срок до 30.07.2009 отчета за 1 квартал 2009 года на бумажном и магнитном носителях в соответствии с установленным порядком представления жилищными накопительными кооперативами ежеквартальной отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой отчетности о соблюдении нормативов оценки финансовой устойчивости.

Отчетность ЖНК “Новострой“ за 1 квартал 2009 года на бумажном и магнитном носителях поступила в Региональное отделение ФСФР 22.07.2009.

Проведенной Региональным отделением ФСФР проверкой представленных ЖНК “Новострой“ документов, установлено, что в нарушение пункта 3 Порядка представления ежеквартальной отчетности ЖНК “Новострой“ не представлена ежеквартальная бухгалтерская отчетность кооператива, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, за исключением отчета за 4 квартал. Кроме того, среди представленных документов отсутствуют изменения в Устав (Устав в новой редакции), зарегистрированные в отчетном квартале; протокол общего собрания членов
кооператива, утвержденный общим собранием членов кооператива, устанавливающий формы участия в деятельности кооператива в отчетном квартале, который прилагается вместе с решениями общего собрания членов кооператива и правления кооператива об их утверждении; решения общего собрания членов кооператива о порядке определения очередности приобретения кооператива жилых помещений, принятые в отчетном периоде.

По результатам проверки уполномоченными должностными лицами Регионального отделения ФСФР составлены акт от 31.07.2009 о неисполнении предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, протокол об административном правонарушении от 15.09.2009 N 62-09-595/пр-ап и внесено постановление от 30.09.2009 N 62-09-355/ПН о привлечении ЖНК “Новострой“ к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с выводами Регионального отделения ФСФР, ЖНК “Новострой“ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2009 N 62-09-355/ПН.

Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует непредставление в административный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов в установленный ими срок.

Отказывая в удовлетворении требований ЖНК “Новострой“, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что предписание Регионального отделения ФСФР от 24.06.2009 N 62-09-СФ-08/6508 об устранении выявленных нарушений заявителем в полном объеме в установленный срок - до 30.07.2009 не было исполнено. При этом ЖНК “Новострой“ не представлены суду доказательства, подтверждающие невозможность исполнения данного предписания
в установленный срок.

Судами первой и апелляционной инстанций установлена вина ЖНК “Новострой“ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка соблюдению Региональным отделением ФСФР процедуры и срока привлечения юридического лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, следует, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

В пункте 18 названного постановления также указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Исследовав представленные сторонами доказательства,
суды двух инстанций не установили оснований для применения в рассматриваемых правоотношениях статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.12.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 23.03.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11481/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.И.ИЛЬИН

Судьи

О.И.АНТИПИНА

Т.И.ОТЧЕСКАЯ