Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2010 N 07АП-498/10 по делу N А03-13081/2009 По делу о признании незаконным отказа в передаче в муниципальную собственность земельных участков, на которых расположены объекты высвобожденного военного имущества, перешедшие к муниципальному образованию на праве собственности.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2010 г. N 07АП-498/10

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2010 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С.В.

судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим,

без участия лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления по экономике и имущественным отношениям администрации города Славгорода на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.11.2009 по делу N А03-13081/2009 (судья Матвиенко В.И.) по заявлению Управления по экономике и имущественным отношениям администрации города Славгорода к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю, при участии третьего лица
- Барнаульская квартирно-эксплуатационная часть, о признании незаконным отказа в передаче в муниципальную собственность земельных участков,

установил:

Управление по экономике и имущественным отношениям Администрации г. Славгорода (далее - заявитель, Управление по экономике) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - Территориальное управление) о признании незаконным его отказа в передаче в муниципальную собственность принадлежащих на праве собственности Российской Федерации земельных участков с кадастровыми номерами 22:71:010605:0019 площадью 137 769 кв. м; 22:71:010605:0025 площадью 23 197 кв. м; 22:71:010605:0027 площадью 41 132 кв. м; 22:71:010605:0028 площадью 17625 кв. м (далее также - спорные земельные участки) и об обязании Территориального управления передать в муниципальную собственность указанные земельных участков.

Определением от 05.10.2009 к участию в деле привлечена Барнаульская квартирно-эксплуатационная часть (далее - Барнаульская КЭЧ).

Решением от 24.11.2009 по делу N А03-13081/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Управление по экономике обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:

- земельный участок с кадастровым номером 22:71:010605:19 имеет разрешенное использование - для эксплуатации объектов жилой застройки, а земельный участок с кадастровым номером 22:71:010605:25 имеет разрешенное использование - для эксплуатации административно-управленческих и общественных объектов. На данных земельных участках объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), принадлежащих МО РФ нет. На земельных участках расположены объекты, находящиеся в муниципальной собственности и предназначенные для исполнения муниципалитетов вопросов местного значения: детский сад, здание канализационной насосной станции,
общежитие, здание учебного корпуса, здание тренажерного зала;

- ни заинтересованное, ни третье лицо не представили доказательств, подтверждающих использование земельных участков с кадастровыми номерами 22:71:010605:19, 22:71:010605:25 для целей и нужд Министерства обороны;

- в связи с переходом права собственности на объекты высвобожденного военного имущества к муниципальному образованию, последнему перешло право пользования земельным участком, занятым этим имуществом и необходимым для его использования, а, следовательно, Министерство обороны РФ утратило право пользования соответствующим земельным участком;

- письмо от 19.02.09 N 63/зем/67 не является документом, свидетельствующим о передаче части земельного участка в распоряжение ФСБ РФ, так как межевание не проводилось, следовательно, объект передачи не индивидуализирован;

- оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права муниципального образования г. Славгород.

Территориальное управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью и находятся в постоянном (бессрочном) пользовании у Барнаульской КЭЧ; изменение разрешенного использования в кадастровых планах не обосновано документально, в свидетельства ЕГРП указанные изменения не внесены; Территориальное управление не осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в связи с чем заявителю для решения вопроса последующей передачи имущества (земельных участков) необходимо обратиться в Министерство обороны РФ.

Барнаульская КЭЧ отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Управление по экономике и Территориальное управление просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

На основании частей 2, 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва Территориального управления
на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.08.2005 N 1230-р Территориальным управлением Росимущества по Алтайскому краю по акту приема-передачи от 28.12.2005 была осуществлена передача зданий, сооружений, расположенных по адресу: Алтайский край, г. Славгород, пер. Суворова (кадастровые номера 22:71:010605:0019, 22:71:010605: 0025, 22:71:010605:0027, 22:71:010605:0028) в муниципальную собственность.

Право собственности муниципального образования город Славгород на объекты, расположенные на указанных земельных участках зарегистрировано в установленном порядке, что следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л. д. 27 - 40 т. 1).

09.05.2009 Управление по экономике и имущественным отношениям администрации г. Славгорода, как орган, осуществляющий управление имуществом муниципального образования г. Славгород, письмом N 82 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае с предложением о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность вышеуказанных земельных участков.

Письмом 03.07.2009 N АИ-6602 Территориальное управление отказало Управлению по экономике в удовлетворении заявленного предложения.

Считая, что данный отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы муниципального образования г. Славгород, Управление по экономике и имущественным отношения администрации г. Славгорода обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на правомерность действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, так как спорные земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Министерства обороны РФ.

Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы,
изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В оспариваемом письме в качестве оснований для отказа в передаче спорных земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования Территориальное управление указало, что приобретение права собственности на здание является безусловным основанием для возникновения права на соответствующий земельный участок, принятие какого-либо иного распорядительного акта не требуется; кроме того, Территориальное управление отметило, что для решения вопроса о передаче имущества, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Барнаульской квартирно-эксплуатационной части, следует обратиться в Министерство обороны Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.

В
соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу проводится вместе с земельным участком (пункта 4 статьи 35 ЗК РФ).

В силу пункта 11 статьи 154 Закона 122-ФЗ права на находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании соответствующих решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом в Алтайском крае.

Согласно подпункту “з“ пункта 4.8 части 4 Положения Территориальное управление осуществляет реализацию высвобождаемого недвижимого имущества (за исключением имущества, не подлежащего приватизации, имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций).

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 “О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом“ Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий, и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

В соответствии с Постановлением N 1054 от 29.12.2008 “О порядке высвобождения военного имущества Вооруженных сил Российской Федерации“ решения о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, принимает Министерство Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию город Славгород, переданные ему на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.08.2005 N 1230-р.

Однако, как обоснованно отметил суд первой инстанции, у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Алтайскому краю отсутствовали основания для передачи спорных земельных участков в собственность муниципального образования г. Славгород, на основании следующего.

Из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права от 12.09.2007, выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 25.05.2009 (л.д. 13 - 16, 80, 92, 95, 115 т. 1) следует, что земельные участки 22:71:010605:0019, 22:71:010605:0025, 22:71:010605:0027, 22:71:010605:0028 на праве собственности принадлежат Российской Федерации, назначение объектов указано: земли населенных пунктов под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения. В материалы дела представлены кадастровые планы названных земельных участков от 03.08.2007,
в которых указано разрешенное использование: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения (л. д. 81, 93, 96, 116 т. 1).

В соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 14.05.2009 (л.д. 9 - 12 т. 1) правообладателем указанных земельных участков, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, является Барнаульская квартирно- эксплуатационная часть, вид разрешенного использования: под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения. В качестве документа-основания владения данными объектами недвижимости указано решение Славгородского городского Совета народных депутатов Алтайского края от 19.11.1985 (л.д. 55 т. 1), в соответствии с которым воинской части 21984 выдан акт на пользование земельным участком, ограниченным улицами Комсомольская, Суворова, Урицкого, Титова площадью 39,15 га.

Согласно материалам дела на основании указанного решения выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 19.03.2007 на земельный участок общей площадью 398492 кв. м N 22 АБ 055134 с кадастровым номером 22:71:01605:0004. В последующем земельный участок с кадастровым номером 22:71:01605:0004 был разделен на четыре земельных участка с кадастровыми номерами 22:71:010605:0019, 22:71:010605: 0025, 22:71:010605:0027, 22:71:010605:0028.

Поскольку доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 22:71:01605:0004 и вновь созданные из него земельные участки не были изъяты из пользования воинской части, либо переданы на каком-либо праве иному субъекту правоотношений, отказа от пользования также не заявлено, основания считать прекратившимся право пользования Министерства обороны РФ на спорные земельные участки, отсутствуют.

То обстоятельство, что в ЕГПР право постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорных земельных участков не зарегистрировано, учитывая сведения реестра федерального имущества, не свидетельствует о фактическом отсутствии правомочий владения и пользования.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 22:71:010605:0019, 22:716010605:0027, 22:71010605:0028 заняты
зданиями и сооружениями Министерства обороны РФ (л. д. 80 - 114 т. 1).

При изложенных обстоятельствах, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Министерства обороны РФ.

В апелляционной жалобе Управление по экономике обоснованно указывает, что в связи с переходом права собственности на объекты высвобожденного военного имущества к муниципальному образованию перешло право пользования занятым этим имуществом и необходимым для его использования земельным участком, однако данное обстоятельство не свидетельствует об утрате права пользования соответствующим земельным участком Министерством обороны РФ, притом, что на трех земельных участках также находится имущество Министерства обороны РФ.

В подтверждение своей позиции, апеллянт указывает, что в соответствии с кадастровым паспортом, земельный участок с кадастровым номером 22:71:010605:19 имеет разрешенное использование - для эксплуатации объектов жилой застройки, а земельный участок с кадастровым номером 22:71:010605:25 имеет разрешенное использование - для эксплуатации административно-управленческих и общественных объектов.

Однако данный факт не может однозначно свидетельствовать об утрате Министерством обороны РФ права пользования земельными участками, так как из представленных в материалы дела выписок из реестра федерального имущества от 14.05.2009 и выписок из ЕГРП от 25.05.2009 следует, что видом разрешенного использования данными земельными участками является “под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения“, что при отсутствии документов, на основании которых в кадастровые паспорта внесены изменения, свидетельствует о необоснованности позиции заявителя.

Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы права, принимая во внимание, что спорные земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Министерства обороны РФ, отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае в передаче в муниципальную собственность, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации,
земельных участков, соответствует требованиям действующего законодательства.

В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение прав и законных интересов муниципального образования г. Славгород, заявитель указывает, что в связи с не разрешением вопроса относительно землепользования, существенно затруднено содержание объектов недвижимости, находящихся на спорных земельных участках.

Данный довод не может быть принят судом апелляционной инстанции, так как он не подтвержден доказательствами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Следовательно, при отсутствии доказательств затруднения в содержании объектов недвижимости, учитывая положение пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, ссылка на нарушение прав и законных интересов не обоснованна.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правомерной позицию суда первой инстанции об отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания отказа в передаче в муниципальную собственность земельных участков, незаконным.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 156, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.11.2009 по делу N А03-13081/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

С.В.КРИВОШЕИНА

Судьи

И.И.БОРОДУЛИНА

Н.А.УСАНИНА