Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 13.05.2010 по делу N А70-8028/2009 У лиц, которые не осуществляют деятельность непосредственно по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, отсутствует обязанность представлять соответствующую лицензию в уполномоченный орган для установления (продления) лимитов на их размещение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2010 г. по делу N А70-8028/2009

резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Беловой Л.В.,

судей Богатырева В.П., Шабалковой Т.Я.,

рассмотрев в судебном заседании с участием представителей сторон

от заявителя Багрецовой И.А. по доверенности от 12.05.2010 N 389, Зайцева П.В. По доверенности от 07.12.2009 N 577,

от заинтересованного лица Даниловой А.А. по доверенности от 27.10.2009 N 21,

кассационную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тюменской области на постановление от 16.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8028/2009 по заявлению
закрытого акционерного общества “Завод сварочных электродов “СИБЭС“ к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тюменской области о признании незаконным решения,

установил:

закрытое акционерное общество “Завод сварочных электродов “СИБЭС“ (далее по тексту общество, ЗАО “СИБЭС“) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными, не соответствующими закону Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и Закону Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ решений Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тюменской области (далее по тексту управление) изложенных в письмах от 03.04.2009 N 1576 и от 09.06.2009 N 3029 об отказе в принятии технического отчета о неизменности производственного процесса и приостановлении действия лимита на размещение отходов. Обязании управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, рассмотреть технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, представленный ЗАО “СИБЭС“ 18.03.2009 и подтвердить срок действия лимита N 542/п от 20.04.2006 на очередной период с 29.04.2009 по 29.04.2010, исходя при этом из отсутствия у общества обязанности по предоставлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Решением от 22.10.2009 Арбитражного суда Тюменской области (судья С.А. Стафеев) в удовлетворении требования отказано, так как обществом пропущен срок на обжалование решения и отсутствуют основания для его восстановления.

Постановлением от 16.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено и заявленные обществом требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тюменской области просит отменить постановление. Податель жалобы считает, что
выводы суда, изложенные в постановлении не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.

В отзыв на кассационную жалобу общество просит оставить постановление без изменения, считая его законным и обоснованным, а жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представители поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, управлением 20.04.2006 утвержден ЗАО “СИБЭС“ проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 542/п со сроком действия до 01.05.2011 года.

Общество 23.03.2009 обратилось в управление с заявлением о продлении действия лимитов на размещение отходов на следующий календарный год, как предусмотрено пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.

Письмом от 03.04.2009 за N 1576 управление уведомило общество о невозможности продления лимита в связи с окончанием срока действия лицензии на обращение с отходами.

ЗАО “СИБЭС“ повторно 19.05.2009 направило в Северо-Уральское управление пакет документов для продления срока действия лимитов на размещение отходов, в котором указало на несогласие с основаниями отказа, изложенными в письме от 03.04.2009.

Письмом за N 3029 от 09.06.2009 управление повторно отказало в продлении лимитов по ранее изложенным основаниям.

Считая отказ в продлении лимитов незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные обществом требования, апелляционная инстанция исходила из того, что отказ в продлении
срока действия лимитов общества на размещение отходов производства и потребления по мотиву истечения срока действия лицензии, изложенный в письмах управления от 03.04.2009 и 09.06.2009 является незаконным.

Кассационная инстанция, оставляя постановление апелляционной инстанции без изменения, исходит из следующего.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее по тексту Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 “О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ (далее по тексту Правила разработки и утверждения нормативов) лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Согласно пункту 7 этого же постановления для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа, среди прочих документов, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных
отходов. При этом данный пункт предусматривает, что копия соответствующей лицензии представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность лишь по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Как правильно отметил суд апелляционной инстанции, спор между сторонами по поводу продления лимитов основан на требовании управления представить лицензию.

В соответствии с пунктом 74 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее по тексту Закон о лицензировании) и статьи 9 Закона N 89-ФЗ лицензированию подлежит не всякая деятельность по обращению с отходами, а только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Следовательно, представление лицензии при продлении лимитов на размещение отходов является обязанностью тех лиц, которые осуществляют деятельность непосредственно по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, то есть специализированных организаций, получающих от этой деятельности прибыль.

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что деятельность общества не связана ни с одним из видов деятельности по обращению с отходами, подлежащих лицензированию в соответствии с пунктом 74 статьи 17 Закона о лицензировании. Накопление и временное размещение опасных отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью общества; опасные отходы, обращение с которыми имеет место, образованы в результате производственной деятельности самого общества.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у общества обязанности иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и, соответственно, об отсутствии у ЗАО “СИБЭС“ обязанности представлять такую лицензию в управление для установления (продления) лимитов на их размещение, является правильным.

Следовательно, отказ управления в продлении лимитов на основании отсутствия лицензии является неправомерным.

Таким образом, полно и всесторонне исследовав и
оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о необоснованности отказа управления в продлении срока действия лимита N 542/п от 20.04.2006 на очередной период.

Доводы жалобы о необоснованном восстановлении апелляционной инстанцией срока на обжалование решений, изложенных в письмах управления от 03.04.2009 и 09.06.2009, не принимаются кассационной инстанцией, так как направлены на переоценку выводов суда о наличии оснований для восстановления срока.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества о признании оспариваемых решений управления незаконными.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

Постановление от 16.02.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8028/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В.БЕЛОВА

Судьи

В.П.БОГАТЫРЕВ

Т.Я.ШАБАЛКОВА