Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 05.05.2010 по делу N А03-16668/2009 Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте возможна лишь при наличии отдельной лицензии на осуществление такой деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2010 г. по делу N А03-16668/2009

резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Т.И. Отческой,

судей О.И. Антипиной, В.И. Ильина,

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Терминал“ на решение от 23.12.2009 (судья Н.М. Дружинина) Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16668/2009 по заявлению Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к обществу с ограниченной ответственностью “Терминал“
о привлечении к административной ответственности,

установил:

Сибирское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Терминал“ (далее - ООО “Терминал“) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 23.12.2009 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены.

Суд признал ООО “Терминал“ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил ему административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. без конфискации.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе ООО “Терминал“ просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Считает, что имеющиеся у него лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов N ВП-63-001103 (Н), N 3/01528, на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов N ОТ-63-000906(22) достаточно для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железной дороге.

Общество также отмечает, что погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов не является основной деятельностью общества, она является составной и неотъемлемой частью технологического процесса.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку ООО “Терминал“ осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Отмечает, что действие имеющихся у ООО “Терминал“ лицензий: N ВП-63-001103 (Н), N 3/01528 на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, N ОТ-63-000906(22) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортировке, размещению опасных отходов, не охватывает погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте возможна лишь при наличии отдельной лицензии на осуществление такой деятельности.

Проверив в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что 17.11.2009 управлением проведена выборочная проверка объектов железнодорожного транспорта ООО “Терминал“, в том числе, железнодорожного пути не общего пользования, примыкающего к станции Бийск Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“, на предмет соблюдения требований законодательства, нормативных документов, регламентирующих осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В результате проверки составлен акт от 17.11.2009 N ОГ-21/26, в котором установлен факт осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В частности, согласно накладных ЭВ 523201, ЭВ 679366, ЭВ 714599, ЭГ 339581, ЭГ 340166, ЭГ 340002, ЭГ 329516, ЭГ 331743 в адрес ООО “Терминал“ прибыли вагоны: 21.10.2009 - N N 51022606, 53859823, 50000504, 51206621, 51072619, 51765048, 53863577, 50918135, 56755796; 24.10.2009 - N N 51760205, 57018533, 57254039; 25.10.2009 - N N 51525566, 51273324, 50140128; 16.11.2009 - N N 50648161, 51792562, 51023703, 51140861, 57970337, 57976060, 51591709, с опасным грузом - бензином моторным (Аварийная карточка N 305), согласно накладных ЭВ 522974, ЭГ 302329, ЭГ 302170 в адрес ООО “Терминал“ прибыли вагоны: 21.10.2009 - N N 57975187; 16.11.2009 - N N 56755093, 57352247 с опасным грузом топливо дизельное (Аварийная карточка N 315).

Вагоны подавались на железнодорожный путь не общего пользования ООО “Терминал“, где была произведена
выгрузка опасного груза силами и средствами ООО “Терминал“ без лицензии на указанную деятельность.

Из объяснений директора ООО “Терминал“ А.В. Воронкова от 18.11.2009, отобранных в ходе административного производства, следует, что общество получает и выгружает бензин моторный и дизельное топливо, в среднем, около тридцати цистерн в месяц.

Согласно справке ООО “Терминал“ от 17.11.2009 объем выгрузки опасных грузов (нефтепродуктов) с 01.05.2009 по 17.11.2009 оставил 14 790 тонн.

Это свидетельствует об осуществлении обществом погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Лицензия на осуществление данного вида деятельности у ООО “Терминал“ отсутствует.

По факту выявленного правонарушения 17.11.2009 заместителем начальника управления Ерлиной А.А. составлен протокол об административном правонарушении N 562/ЮЛ.

На основании части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО “Терминал“ к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ имеет дату 08.08.2001, а не 08.02.2002.

Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходя из положений статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 4, 17 Федерального закона от 08.02.2002 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 16.08.1994 N 50, Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2007 N 18, Положения о лицензировании
погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134, пришел к выводу о наличии в действиях ООО “Терминал“ состава вменяемого ему административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшийся по делу судебный акт, исходит из следующего.

В части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно подпункту 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте определены в Положении о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно приложению 4 к Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций
с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам от 25.11.1996 N ЦМ-407 “бензин моторный“ и “топливо дизельное“ относятся к опасным грузам.

Факт осуществления выгрузки вагонов с опасным грузом - бензин моторный и вагонов с опасным грузом топливо дизельное на путях не общего пользования силами и средствами ООО “Терминал“ без специального разрешения (лицензии) на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подтверждается материалами дела.

Ссылка общества на наличие у него лицензий правомерно отклонена судом, поскольку имеющиеся у ООО “Терминал“ лицензии: N ВП-63-001103 (Н), N 3/01528, N ОТ-63-000906(22) относятся к эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и к осуществлению деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а не к осуществлению погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у общества отсутствует, меры по получению данной лицензии ООО “Терминал“ не предпринимало.

Таким образом, вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения доказана.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

При обращении с кассационной жалобой ООО “Терминал“ была уплачена государственная пошлина. Между тем, в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с
введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“, содержащегося в пункте 13, взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не предусмотрено.

Следовательно, уплаченная при подаче кассационной жалобы ООО “Терминал“ платежным поручением от N 17 государственная пошлина в размере 2 000 руб., подлежит возврату из средств федерального бюджета.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.12.2009 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16668/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью “Терминал“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб. за подачу кассационной жалобы, уплаченную по платежному поручению N 170 от 17.02.2010.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.И.ОТЧЕСКАЯ

Судьи

О.И.АНТИПИНА

В.И.ИЛЬИН