Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 N 07АП-116/10 по делу N А03-11458/2009 По делу об отмене решения о привлечении к налоговой ответственности за неуплату земельного налога.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2010 г. N 07АП-116/10

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2010 г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Усаниной Н.А.

судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.

при участии: без участия (извещены)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Алтайскому краю

на решение Арбитражного суда Алтайского края

от 13 ноября 2009 года по делу N А03-11458/2009 (судья Пономаренко С.П.)

по заявлению Закрытого акционерного общества “Новые Зори“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Алтайскому краю

о признании недействительным решения N 1081 от 03.06.2009 г.,

установил:

Закрытое акционерное
общество “Новые Зори“ (далее по тексту ЗАО “Новые Зори“, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 5 по Алтайскому краю (далее Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 1081 от 03.06.2009 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 69777 руб., пени в сумме 2989,28 руб., начисления штрафа за неуплату земельного налога по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 13955,40 руб. (с учетом заявления об изменении размера заявленных требований, л.д. 119, 120, т. 1).

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13.11.2009 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям:

- категория спорных земельных участков установлена как земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - “под объекты транспорта“, “под административно-управленческие объекты“; налоговым органом установлено, что земельные участки принадлежат Обществу, находятся на территории г. Заринска, а также разрешенное и фактическое использование земельных участков; в случае отнесения спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, их кадастровая стоимость была бы иной, чем указано в выписках из государственного кадастра объектов недвижимости; использование земельного участка в сельскохозяйственных целях не свидетельствует об изменении категории земель и отнесении их к землям сельскохозяйственного назначения.

Лица, участвующие в деле надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку
своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили; ЗАО “Новые Зори“ отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства в силу ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей по имеющимся в деле доказательствам.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.11.2009 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.

По результатам камеральной налоговой проверки в отношении ЗАО “Новые Зори“ Инспекцией 03.06.2009 принято решение N 1081 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Обществу доначислен земельный налог в размере 86445 руб., начислены пени по земельному налогу в сумме 3749 руб. 62 коп., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российском Федерации в виде штрафа в размере 17176 руб. 20 коп. по двум земельным участкам (кадастровые номера 22:66:70403:3 и 22:66:70402:6), исходя из ставки налога 1.5%, установленной пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.

Полагая, что к спорным земельным участкам применима налоговая ставка при исчислении земельного налога в размере 0,3%, так как расположенные на земельных участках объекты недвижимости используются исключительно в целях ведения сельскохозяйственного производства, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил необходимости применения в отношении спорных земельных участков до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планом г. Заринска и правилами
землепользования и застройки налоговой ставки в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости, поскольку на земельных участках размещены здания и строения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства.

В соответствии с положениями статьи 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

В силу ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Согласно ст.ст. 390, 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 1 ст.
394 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

На территории муниципального образования городского округа “Город Заринск“ земельный налог установлен постановлением Заринского городского собрания депутатов Алтайского края от 30.09.2005 N 65 по ставке 0,3% для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, для прочих земельных участков - 1,5%.

Соответственно, исходя из содержания указанных положений законодательства следует, что для применения налоговой ставки 0,3% необходимо одновременное соблюдение двух условий: земельный участок должен быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и использоваться для сельскохозяйственного производства.

Факт того, что основным видом деятельности Общества является разведение крупного рогатого скота (код по ОКВЭД 01.21, согласно выписке из ЕГРЮЛ), налоговым органом не оспаривается.

Вместе с тем, судом не учтено следующее.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения
и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Согласно постановления администрации г. Заринска от 28.06.1996 г. N 289 о предоставлении земельных участков АО “Новые Зори“ Комитету по земельным ресурсам и землеустройству предписано выдать юридические документы АО “Новые зори“ в постоянное пользование на земельные участки общей площадью 2,4957 га. (т. 1 л.д. 68)

В выданном Обществу свидетельстве на право собственности на
землю указано на предоставление АО “Новые Зори“ для производственной деятельности 2,4957 га земли, в том числе сельскохозяйственных угодий “ - “, прочие угодья “2,4957“ (т. 1 л.д. 69).

Территориальным отделом N 8 Заринского района Управления Роснедвижимости по Алтайскому краю в письме (исх. 28.11.2008 г. N 56-08 т. 1 л.д. 64) в ответ на запрос Инспекции от 20.11.2008 г. N 11-10/127 о разрешенном и фактическом использовании вышеуказанных земельных участков, представлена следующая информация:

- земельный участок с кадастровым номером 22:66:70403:3 имеет кадастровую стоимость, составляющую - 4857440 руб., общей площадью - 23783 кв. м., имеет разрешенное использование - под объекты транспорта, фактическое использование - производственная деятельность;

- земельный участок с кадастровым номером 22:66:70403:6 имеет кадастровую стоимость, составляющую - 955695 руб., общей площадью 1174 кв. м., имеет разрешенное использование - под административно-управленческие объекты, фактическое использование - эксплуатация производственного здания.

Согласно выписок из государственного кадастра объектов недвижимости на оспариваемые земельные участки ЗАО “Новые Зори“, категория земель установлена как земли населенных пунктов (п. 8), вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 22:66:70403:3 - “под объекты транспорта“, фактическое использование - производственная деятельность; 22:66:70402:6 - “под административно-управленческие объекты“, фактическое использование - эксплуатация производственного здания (т. 1 л.д. 64, 65).

И в этой части признаются необоснованными выводы суда первой инстанции о неустановлении представленными в материалы дела документами категории земель спорных земельных участков.

Кроме того, Инспекцией в рамках налоговой проверки по результатам проведенного осмотра территорий, помещений установлено, здание, находящееся по адресу - г. Заринск, ул. Крупской, 86 используется для управленческого и административного персонала: директора, бухгалтерии, отдела кадров, главного инженера и главного зоотехника (протокол осмотра от
26.02.2009 г. N 1), а здание, расположенное по адресу: г. Заринск, ул. Водопроводная, 17, используется под магазин для розничной торговли промышленными и продовольственными товарами (протокол осмотра от 26.02.2009 г. N 2).

При этом земельный участок, кадастровый номер 22:66:70403: имеет кадастровую стоимость равную 4857440 руб. Стоимость одного квадратного метра данного земельного участка установлена органами Роснедвижимости в размере 204, 24 руб. как для земель под промышленными объектами, а земельный участок, кадастровый номер 22:66:70402:6. имеет стоимость одного квадратного метра в размере - 814,05 руб. (955695/1174) как для земель под административно-управленческими и общественными объектами (постановление Администрации Алтайского края N 162 от 13.04.2004 г. “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Алтайского края“).

Действительно, как следует из материалов дела и отражено судом в решении, правила землепользования и застройки отсутствуют, градостроительный регламент не утверждался, документы территориального планирования города (генеральный план) в стадии проектирования; вместе с тем, доказательств отнесения спорных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования материалы дела не содержат.

Сам по себе факт использования земельного участка в сельскохозяйственных целях не свидетельствует об изменении категории земель и отнесении их к землям сельскохозяйственного назначения.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции поддерживает доводы апелляционной жалобы о том, что местоположение спорных земельных участков, а также их фактическое и разрешенное использование, указывают на то, что данные земельные участки относятся не к землям сельскохозяйственного назначения, а к категории прочих земельных участков.

При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта в порядке ч. 3 ст. 201 АПК РФ об отказе в
удовлетворении заявленных Обществом требований.

Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, подпунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 13 ноября 2009 года по делу N А03-11458/2009 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требования о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 5 по Алтайскому краю N 1081 от 03.06.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в сумме 69 777 руб., пени по земельному налогу в сумме 2989,28 руб., взыскании штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 13 955, 40 руб., Закрытому акционерному обществу “Новые Зори“, отказать.

Взыскать с Закрытого акционерного общества “Новые Зори“ в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

Н.А.УСАНИНА

Судьи

И.И.БОРОДУЛИНА

В.А.ЖУРАВЛЕВА