Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 25.03.2010 по делу N А27-10127/2009 Отсутствие доказательств использования рыночной информации при расчете удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка является основанием для признания оспариваемой оценки недействительной, а действия уполномоченного органа незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2010 г. по делу N А27-10127/2009

резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дубининой Т.Н.

судей Есикова А.Н., Мелихова Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области на постановление от 15.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Залевская Е.А., Жданова Л.И., Солодилов А.В.) по делу N А27-10127/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Зорро“ к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, Федеральному
государственному унитарному предприятию “Федеральный кадастровый центр “Земля“, при участии третьего лица: Коллегии администрации Кемеровской области о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, признании незаконными действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Зорро“ (далее- ООО “Зорро“, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0210071:9 площадью 5152 кв. метра, проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием “Федеральный кадастровый центр “Земля“ (далее - ФГУП - “Земля“) в сумме 30593091,2 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5938,1 руб. за 1 кв.м., признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0210071:9 площадью 5152 кв.м., в сумме 30593091,2 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5938,1 руб. за 1 кв.м., обязании Управления исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0210071:9 площадью 5152 кв.м., проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием “Федеральный кадастровый центр “Земля“ в сумме 30 593 091,2 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 5938,1 руб. за 1 кв.м.

К участию в деле третьим лицом привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.

Решением от 24.09.2009 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 15.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, заявленные требования удовлетворены полностью.

В кассационной жалобе Управление, заинтересованное лицо, просит постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. В обоснование жалобы указывает на то, что
суд первой инстанции пришел к верным выводам о том, что порядок определения кадастровой стоимости земельного участка заявителя не нарушен. Управление не осуществляет функций по формированию сведений о кадастровой стоимости земельного участка, заявленные требования об оспаривании действий Управления по формированию таких сведений удовлетворению не подлежали.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Зорро“ просит обжалуемые судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания и ходатайства ООО “Зорро“, ФГУП “Земля“, Управления о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Судом установлено, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:30:0210071:9 площадью 5152 кв.м., расположенного по адресу: г. Новокузнецк, район улица Полевая, дом 21.

26.03.2009 общество получило Выписку из государственного кадастра объектов недвижимости за N 4200/001/09-69184, согласно которой стоимость указанного земельного участка составляет 30593091,2 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 5938,1 рубля за 1 кв.м.

Управление письмом от 26.06.2009 N 7/12-2918 разъяснило обществу порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, из которого следует, что кадастровая стоимость указанного земельного участка определена согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 года N 39 “Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов“,
в 2007-2008 годах проведены работы по актуализации государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, результаты такой оценки утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 “Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)“ и N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“, опубликованы.

Суды установили, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области были выполнены по государственному контракту N 140 от 29.06.2007, заключенному по результатам открытого конкурса. Подрядчиком был выбран ФГУП “ФКЦ “Земля“ (г. Москва), заказчик работ - Управление.

Общество обратилось к независимому оценщику - обществу с ограниченной ответственностью Центр профессиональной оценки “Трио“, которое составило отчет от 16.07.2009 N 082-06/09, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0210071:9 составляет 2 576 000 руб.

Установив, что государственная кадастровая стоимость превышает рыночную, общество обжаловало действия Управления в судебном порядке.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что государственная оценка кадастровой стоимости земельного участка произведена в соответствии с действующим порядком, при соблюдении регламентированной процедуры утверждения и не нарушает прав и законных интересов общества.

Апелляционный суд, отменил решение суда и удовлетворил заявленные требования, исходя из отсутствия доказательств, подтверждающих определение кадастровой стоимости в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за
исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно пункту 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В силу пункта 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.

Согласно пункту 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в
составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации.

В пункте 2.2.5 Методических указаний для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 8.1 Административного регламента, а не Методических указаний.

Согласно пункту 8.1 Методических указаний контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.

Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, согласно пункту 9.5 которого в случае соответствия состава Отчета условиям технического задания Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет один экземпляр Отчета на проверку в Роснедвижимость.

Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).

Апелляционный суд, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, установив отсутствие доказательств использования при определении кадастровой стоимости рыночной информации, пришел к обоснованному выводу о не соответствии определения
и внесения в государственный кадастр кадастровой стоимости требованиям действующего законодательства, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Таким образом, при принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для его отмены отсутствуют.

Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции согласно положениям главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, подлежат отклонению.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 15.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10127/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДУБИНИНА

Судьи

А.Н.ЕСИКОВ

Н.В.МЕЛИХОВ