Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2010 по делу N А81-2831/2009 Тарифы на тепловую энергию, выведенные на основе анализа представленных энергоснабжающей организацией материалов с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей, сформированные по итогам экспертной оценки видов и размеров затрат, включаемых в состав тарифа, и обеспечивающие баланс интересов производителей и потребителей тепловой энергии, являются экономически обоснованными до тех пор, пока не будет доказано обратное.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. по делу N А81-2831/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего В.П. Богатырева

судей И.В. Макарова, Т.Я. Шабалковой

рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя и заинтересованного лица - представители не явились, стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания,

от третьего лица (ООО “Газпром добыча Ямбург“) - Д.Г. Аттина юрисконсульта по доверенности от 07.12.2009,

кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Салехард, на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.09.2009
(судья Н.М. Садретинова) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 (судьи О.Ю. Рыжиков, Н.Е. Иванова, Е.П. Кливер) по делу N А81-2831/2009 по заявлению Службы по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Салехард, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Салехард, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью “Газпром энерго“, г. Москва, общества с ограниченной ответственностью “Газпром добыча Ямбург“, г. Новый Уренгой, об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа,

установил:

Служба по тарифам Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Салехард, (далее - Служба по тарифам) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, г. Салехард, о признании недействительными решения и предписания от 24.04.2009 N 03-01/24-2009.

Определением арбитражного суда от 16.07.2009 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью “Газпром энерго“, г. Москва, (далее - ООО “Газпром энерго“) и общество с ограниченной ответственностью “Газпром добыча Ямбург“, г. Новый Уренгой, (далее - ООО “Газпром добыча Ямбург“).

Решением арбитражного суда от 15.09.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009, заявление Службы по тарифам удовлетворено, решение и предписание от 24.04.2009 N 03-01/24-2009 признаны недействительными. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Управление не представило доказательства о правомерности вынесения оспариваемых решения и предписания.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе Службе по тарифам в удовлетворении
заявления, указывая, что его действия по вынесению оспариваемых решения и предписания основаны на защите соблюдения положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ).

В отзыве на кассационную жалобу Служба по тарифам просит оставить судебные акты без изменения.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Газпром добыча Ямбург“ просит ее удовлетворить.

В судебном заседании представитель ООО “Газпром добыча Ямбург“ поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Управлением проверки установлено, что Служба по тарифам, утвердив тарифы Новоуренгойского филиала ООО “Газпромэнерго“, оказывающего услуги на рынке тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения на территории Ямбургского НГКМ МО Надымского района и Заполярного НГКМ МО Тазовского района, поставило ООО “Газпром добыча Ямбург“ в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами на указанной территории.

Приказом Службы по тарифам от 22.10.2008 N 185-Т тариф теплоэнергии для ООО “Газпром добыча Ямбург“ установлен 3 972 руб./Гкал, при себестоимости вырабатываемой теплоэнергии ООО “Газпромэнерго“ в прогнозе на 2009 год - 3 820 руб./Гкал. Себестоимость услуг систем водоснабжения, оказываемых ООО “Газпромэнерго“, в прогнозе на 2009 год, составляет 694,40 руб./м3, тариф для ООО “Газпром добыча Ямбург“ приказом Службы по тарифам от 22.10.2008 N 186-Т установлен 818,55 руб./м3.

В прогнозе на 2009 год себестоимость услуг систем водоотведения, оказываемых ООО “Газпромэнерго“, составляет 464,88 руб./м3,
приказом Службы по тарифам от 22.10.2008 N 187-Т ООО “Газпром добыча Ямбург“ установлен тариф в размере 482,47 руб./м3.

По результатам проверки Управление вынесло решение N 03-01/24-2009, которым признало Службу по тарифам нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и выдало предписание от 24.04.2009 N 03-01/24-2009 о прекращении допущенных нарушений.

Служба по тарифам, не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявление Службы по тарифам, а Восьмой арбитражный апелляционный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда, правомерно исходили из следующего.

Из статей 1, 2, 4, 5 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ) следует, что тарифы на тепловую энергию, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны быть экономически обоснованными и определяться с учетом затрат этих организаций на производство и передачу тепловой энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила) и Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования).

Согласно пункту 59 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию устанавливаются в расчете на 1 Гкал отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, с дифференциацией по параметрам давления пара.

В соответствии с пунктом 29.5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам
от 06.08.2004 N 20-э/2, зарегистрированным в Минюсте России 20.10.2004 за N 6076, (далее - Методические указания) по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.

В силу пунктов 7, 10, 16, 18, 19 Правил установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в регулирующий орган соответствующие материалы, обосновывающие необходимость установления для них особого тарифа на тепловую энергию. Регулирующий орган силами своих сотрудников проводит экспертизу предложений по установлению тарифа и (или) их предельных уровней. Решение об установлении тарифа принимается на заседании регулирующего органа.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Служба по тарифам установила для ООО “Газпром добыча Ямбург“ тарифы на теплоэнергию, услуги водоснабжения, водоотведения приказами от 22.10.2008 N N 185-Т, 186-Т, 187-Т.

Арбитражный суд пришел к выводу, что тарифы, установленные Службой по тарифам являются экономически обоснованными до тех пор пока обратное не будет доказано, так как они были выведены на основе анализа представленных энергоснабжающей организацией материалов с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей, сформированы по итогам экспертной оценки видов и размеров затрат, включаемых в состав тарифа, и обеспечивают баланс интересов производителей и потребителей тепловой энергии.

С учетом полно исследованных обстоятельств дела, положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства“, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что Управление не доказало обоснованность
принятия оспариваемых решения и предписания.

Арбитражный суд правомерно указал, что Управление в ходе проверки не исследовало вопрос об экономической обоснованности тарифов, устанавливаемых для ООО “Газпром добыча Ямбург“.

Вывод арбитражного суда о том, что в нарушение антимонопольного законодательства Управлением к участию в деле не было привлечено ООО “Газпром энерго“, является правильным.

ООО “Газпром энерго“ в отзыве от 07.09.2009 указывает на нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми решением и предписанием Управления от 24.04.2009, поскольку является поставщиком тепловой энергии по установленным тарифам (т.1 л.д. 99-101).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ лицами, участвующими в деле о нарушении антимонопольного законодательства, являются также заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.

В силу изложенного, оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.09.2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 по делу N А81-2831/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.П.БОГАТЫРЕВ

Судьи

И.В.МАКАРОВ

Т.Я.ШАБАЛКОВА