Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.02.2010 по делу N А46-919/2009 В случае отпуска энергоснабжающей организацией электрической энергии через присоединенные сети для нужд объектов жилого фонда, находящихся в муниципальной собственности, обязательство по оплате ее стоимости возлагается на потребителя, которым является муниципальное образование.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2010 г. по делу N А46-919/2009

резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2010 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мелихова Н.В.

судей Рябининой Т.А., Шуйской С.И.

при участии представителей:

от ОАО “Омская энергосбытовая компания“ (истца), Департамента имущественных отношений администрации города Омска (ответчика), Департамента финансов и контроля администрации города Омска, Федерального государственного управления “Управление Сибирского военного округа“ (третьих лиц) - не явились;

от территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (третьего лица) - Усько М.П. по доверенности от 11.01.2010 N 01-Д;

рассмотрел в открытом судебном заседании
кассационную жалобу Департамента финансов и контроля администрации города Омска N Ф04-730/2010 (1658-А46-21) на решение Арбитражного суда Омской области от 10.08.2009 (судья Гущин А.И.) по делу N А46-919/2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 (судьи Зорина О.В., Семенова Т.П., Гладышева Е.В.) N 08АП-6128/2009, 08АП-6710/2009 по этому делу.

Открытое акционерное общество “Омская энергосбытовая компания“ обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска о взыскании 298 427 рублей 59 копеек задолженности.

Требование энергоснабжающей организации мотивировано обязательством муниципального образования по оплате отпущенной электроэнергии для обеспечения жилых домов с момента их передачи из федеральной собственности в период с 23.11.2006 по 12.04.2007.

До принятия судебного акта к участию в деле третьими лицами привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - Росимущество), Федеральное государственное управление “Управление Сибирского военного округа“, Департамент финансов и контроля администрации города Омска.

Решением Арбитражного суда Омской области от 10.08.2009 удовлетворен иск о взыскании с муниципального образования городской округ город Омск в лице Департамента имущественных отношений администрации города Омска за счет казны муниципального образования городской округ город Омск 294 427 рублей 59 копеек задолженности по оплате электрической энергии.

Суд первой инстанции исходил из обязанности муниципального образования оплачивать электроэнергию, необходимую для обеспечения жилых домов, с момента их передачи в муниципальную собственность.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 решение суда первой инстанции изменено в части взыскания 297 307 рублей 59 копеек стоимости потребленной электрической энергии.

Суд апелляционной инстанции посчитал, что требование об оплате стоимости энергии, отпущенной на нужды коммунального освещения в период с 23.11.2006 по 28.12.2006, не
подтверждено надлежащими доказательствами.

В кассационной жалобе Департамент финансов и контроля просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения иска, направить дело в этой части на новое рассмотрение.

Заявитель не согласен с выводами судов о его обязанности по энергоснабжению объектов жилого фонда с момента подписания акта приема-передачи от 23.11.2006 без выяснения обстоятельств проведения государственной регистрации перехода к муниципальному образованию прав собственности на объекты недвижимости.

Также заявитель указывает на отсутствие доказательств фактической поставки на эти объекты энергии согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Департамент имущественных отношений в отзыве на кассационную жалобу заявителя просит отменить судебные акты. Ответчик в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации считает договор энергоснабжения незаключенным в связи с недостижением сторонами существенных условий.

В судебном заседании представитель Росимущества возразил против доводов кассационной жалобы третьего лица, указав на принятие муниципальным образованием бремени содержания имущества в установленном порядке.

ОАО “Омская энергосбытовая компания“, Федеральное государственное управление “Управление Сибирского военного округа“ отзывы на кассационную жалобу заявителя не направили.

Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.

Как установлено судом первой инстанции в ходе исследования материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 N 1131 “О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации
и муниципальную собственность“ Омский городской Совет решением от 25.12.2003 N 127 согласовал перечень объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, передаваемых в муниципальную собственность города Омска, находящихся в ведении Омской квартирно-эксплуатационной части Сибирского военного округа.

На основании указанного решения Омского городского Совета и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1096-р по актам приема-передачи от 23.11.2006 территориальное управление Росимущества передало из федеральной собственности в муниципальную собственность города Омска расположенные на территории 107 Военного городка жилые дома N 28, 29, 52, 57, трансформаторную подстанцию N 4017 (инвентарный N 28), пожарное депо (инвентарный N 31), котельную с оборудованием (инвентарный N 32), а также линии электропередач от ОП-225 до ТП-4017, и исключило их из реестра федеральной собственности.

Вследствие отказа муниципального образования оплатить стоимость принятой электроэнергии для обеспечения нужд объектов, поступивших в муниципальную собственность в период с 23.11.2006 по 12.04.2007, ОАО “Омская энергосбытовая компания“ заявило требование о ее взыскании.

При оценке отношений продажи электроэнергии, суд первой инстанции правильно исходил из норм параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно статье 544 которого обязанностью абонента (потребителя) является оплата принятой энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.

В результате выяснения исполнения сторонами обязательств энергоснабжения суд первой инстанции установил, что определение объема отпущенной энергии в спорный период произведено истцом по данным прибора учета N 156788, установленного на трансформаторной подстанции, снятие показаний по которому осуществлялось комиссионно согласно актам от 14.09.2006 N 4030/343 и 12.04.2007 N 4030/120.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из расчета стоимости электроэнергии, который произведен истцом по утвержденным тарифам (приказ РЭК
Омской области от 31.10.2007 N 190/57) и свободным (нерегулируемым) ценам, сложившимся в расчетный период.

Принимая во внимание отпуск энергоснабжающей организацией электроэнергии через присоединенные сети для нужд объектов жилого фонда, находящихся в муниципальной собственности, обязательство по оплате ее стоимости возлагается на потребителя, которым в данном случае является муниципальное образование.

Вместе с тем, из расчета суммы задолженности исключена стоимость электроэнергии, отпущенной на нужды коммунального освещения указанных жилых домов в период с декабря 2006 года, которая оплачивается управляющей организацией.

Следовательно, суд апелляционной инстанции обоснованно изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование истца в части взыскания 297 307 рублей 59 копеек стоимости потребленной электроэнергии за период с 23.11.2006 по 12.04.2007.

Таким образом, оснований для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение не имеется.

Понесенные заявителем судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 10.08.2009 по делу N А46-919/2009 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента финансов и контроля администрации города Омска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В.МЕЛИХОВ

Судьи

Т.А.РЯБИНИНА

С.И.ШУЙСКАЯ