Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.02.2010 по делу N А03-10607/2009 Отсутствие в материалах дела доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, а также для очистки мест лесосек от порубочных остатков свидетельствует о законности привлечения к административной ответственности в виде взыскания штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2010 г. по делу N А03-10607/2009

резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года

постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2010 года

Председательствующего, судьи О.И. Антипиной,

судей В.И. Ильина, И.В. Макарова,

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных в установленном законом порядке,

кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества “Ларичихинский леспромхоз“ на решение от 10.09.2009 Арбитражного суда Алтайского края (судья В.И. Матвиенко) и постановление от 09.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: М.Х. Музыкантова, И.И. Бородулина, В.А. Журавлева) по делу N А03-10607/2009 по заявлению открытого акционерного общества “Ларичихинский леспромхоз“ к Управлению лесами Алтайского края об
оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

открытое акционерное общество “Ларичихинский леспромхоз“ (далее - ОАО “Ларичихинский леспромхоз“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению лесами Алтайского края о признании незаконным и отмене постановления от 03.08.2009 N 03-26-08/09 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявленные требования мотивированы тем, что Управление лесами Алтайского края провело проверку не с целью осуществления государственного лесного контроля, а в рамках гражданско-правовых отношений, тем самым, нарушив порядок привлечения к административной ответственности.

Решением от 10.09.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением 09.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Ларичихинский леспромхоз“, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение.

Заявитель считает, что действующим законодательством предусмотрено право лесопользователя закончить очистку путем проведения лесохозяйственных работ и после окончания срока действия лесорубочного билета. Полагает, что суды неправильно применили пункт 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности), необоснованно установили, что Общество правильно привлечено к ответственности по части 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отзыве на кассационную жалобу Управление лесами Алтайского края просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм
материального и процессуального права, считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Из материалов дела следует, что ОАО “Ларичихинский леспромхоз“ является арендатором участка лесного фонда в соответствии с договором аренды участка лесного фонда от 15.01.2005 N 1.

Указанный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и подписан сторонами 30.12.2008 N П-15/1.

Комиссией Управления лесами проведена проверка соблюдения Обществом условий договора аренды лесного участка от 30.12.2008 N П-15/1 в квартале N 35 выделе N 17 делянке N 1 Инского участкового лесничества.

В ходе проверки были выявлены нарушения, которые послужили основанием для составления протокола в отношении Общества от 20.07.2009 N 03-26-08/09 и принятия постановления N 03-26-08/09 от 03.08.2009, которым Общество привлечено к административной ответственности по частям 1, 2, 4 статьи 8.25, части 1 статьи 8.31, статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 25 000 рублей.

Полагая постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из наличия в действиях Общества составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8.32, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также из обстоятельства о соблюдении порядка привлечения Общества к административной ответственности.

Частями 1, 2, 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31 и статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения правил использования лесов, санитарной безопасности и пожарной безопасности в лесах.

Арбитражными судами установлено, и материалами дела подтверждается факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое установлена указанными выше
нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: порубочные остатки уложены в кучи, часть из которых расположена под кронами сырорастущих деревьев. Территория лесосеки площадью 0,15 га не очищена от порубочных остатков. На лесосеке оставлена валежная древесина, не вырублен подрост малоценных пород. В лесосеке оставлены поврежденные, с замедленным ростом сухостойные деревья, подлежавшие первоочередной рубке. У Общества отсутствует ведомость учета подроста и молодняка. Отвод и таксация лесосеки выполнены с нарушением действующих норм и правил: визири лесосеки не расчищены (не обрублены сучья и ветки), отсутствует один деляночный столб. На одном деляночном столбе отсутствуют соответствующие надписи: промер линий и визиров, углов (румбов) лесосеки по факту не соответствуют материалам отвода. При сплошном пересчете пней от срубленных деревьев выявлено, что вместо 100 отведенных деревьев фактически срублено 182 дерева, т.е. срублено 82 дерева, не отведенных в рубку.

В соответствии с пунктами 3.4.15, 3.4.35, 3.4.36, 3.4.38 договора аренды лесного участка от 30.12.2008 N П-15/1 Общество обязано при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренную правилами заготовки древесины, одновременно с заготовкой древесины в установленном порядке производить очистку лесосек от порубочных остатков, производить отвод и таксацию лесосек в соответствии с действующими нормами и правилами, при заготовке древесины в первую очередь осуществлять рубки погибших, поврежденных и перестойных лесных насаждений, соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, иные нормы и правила, установленные действующим законодательством.

Доказательств, что Общество приняло все зависящие от него меры для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, для очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков в материалы дела не представлено.

Довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе о том,
что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение в результате проверки соблюдения заявителем условий договора аренды лесного участка, несостоятелен, поскольку этот довод был предметом рассмотрения судов и ему дана правильная правовая оценка.

Суды при принятии судебных актов признали установленными обстоятельства, которые доказаны, в обжалуемых актах приведены доказательства, подтверждающие наличие в действиях ОАО “Ларичихинский леспромхоз“ состава вменяемых правонарушений.

Арбитражными судами правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.

Все приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы судов переоценке не подлежат.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.09.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.11.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10607/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ларичихинский леспромхоз“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.И.АНТИПИНА

Судьи

В.И.ИЛЬИН

И.В.МАКАРОВ