Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 по делу N А35-2215/2010 По делу о признании незаконным бездействия по предоставлению в собственность земельного участка из категории земель населенных пунктов для ведения производственно-хозяйственной деятельности, обязании предоставить земельный участок в собственность на основании заключенного договора купли-продажи.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2010 г. по делу N А35-2215/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2010 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,

судей Семенюта Е.А.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,

при участии:

от Администрации Дмитриевского района Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

от общества с ограниченной ответственностью “Розничная торговая сеть “Магик“: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Дмитриевского района Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2010 по делу
N А35-2215/2010 (судья Силакова О.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Розничная торговая сеть “Магик“ к Администрации Дмитриевского района Курской области о признании незаконным бездействия по предоставлению в собственность земельного участка площадью 1068 кв. м с кадастровым номером 46:05:120130:35, расположенного по адресу: Курская область, Дмитриевский район, г. Дмитриев, ул. Ленина, д. 71 из категории земель населенных пунктов для ведения производственно-хозяйственной деятельности (эксплуатации магазина), обязании предоставить данный земельный участок обществу с ограниченной ответственностью “Розничная торговая сеть “Магик“ в собственность и заключить с ним договор купли-продажи этого земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Розничная торговая сеть “Магик“ (далее - ООО РТС “Магик“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием о признании незаконным бездействия Администрации Дмитриевского района Курской области (далее - Администрация) по предоставлению в собственность земельного участка площадью 1068 кв. м с кадастровым номером 46:05:120130:35, расположенного по адресу: Курская область, Дмитриевский район, г. Дмитриев, ул. Ленина, д. 71 из категории земель населенных пунктов для ведения производственно-хозяйственной деятельности (эксплуатации магазина), обязании Администрации предоставить данный земельный участок в собственность ООО РТС “Магик“ и заключить с ним договор купли-продажи этого земельного участка.

Решением Арбитражного суда Курской области от 20.04.2010 заявленное требование о признании оспариваемого бездействия незаконным удовлетворено, в удовлетворении требования об обязании Администрации предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность ООО РТС “Магик“ и заключении с ним договора купли-продажи этого участка отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушением норм процессуального права, Администрация обратилась с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов
апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что причиной пропуска срока принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности явилось принятие решения о проверки взаимосвязи ООО РТС “Магик“ и ООО “Магик“, ранее арендовавшего испрашиваемый земельный участок и не исполнившего обязательства по договору в полном объеме, направление запросов в налоговый орган. Администрация указывает на соответствие срока принятия решения об удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка пункту 11.2 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками до разграничения государственной собственности на землю на территории Дмитриевского района Курской области. По мнению Администрации, судебные расходы подлежали взысканию в части пропорционально размеру удовлетворенных требований. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, содержащихся в оглашенной резолютивной части решения и в резолютивной части решения, изготовленного в полном объеме, относительно взыскания судебных расходов с Администрации.

ООО РТС “Магик“ доводы апелляционной жалобы не оспорило, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.

Администрация также явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что 23.10.2009 Управление Федеральной регистрационной службы по Курской области на основании договора купли-продажи недвижимости от 07.09.2009 и акта приема-передачи недвижимого имущества от 07.09.2009 зарегистрировало за ООО РТС “Магик“ право
собственности на двухэтажное нежилое здание площадью 1133,9 кв. м, инвентарный номер 38:208:002:000082730 Литер Б, расположенное по адресу: Курская область, г. Дмитриев, ул. Ленина, д. 71, и выдало Обществу свидетельство о государственной регистрации права серии 46-АЕ N 005154.

22.12.2009 межрайонный территориальный отдел N 11 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Курской области выдал ООО РТС “Магик“ кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) N 4605/201/09-1981, в соответствии с которым земельный участок площадью 1068 кв. м с кадастровым номером 46:05:120130:35, расположенный по адресу: Курская область, Дмитриевский район, г. Дмитриев-Льговский, ул. Ленина, д. 71 относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - под объектом торговли.

12.01.2010 ООО РТС “Магик“ обратилось в Администрацию с заявлением N 001/01 от 11.01.2010 о предоставлении в собственность на возмездной основе земельного участка с кадастровым номером 46:05:120130:35 в связи с приобретением в собственность находящегося на данном земельном участке объекта капитального строительства - здания магазина, расположенного по адресу: Курская область, Дмитриевский район, г. Дмитриев, ул. Ленина, д. 71.

Не получив ответ Администрации на свое обращение в установленный частью 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) месячный срок, полагая бездействие Администрации нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО РТС “Магик“ 25.02.2010 обратилось за судебной защитой с рассмотренными требованиями.

После обращения Общества в арбитражный суд Администрацией вынесено постановление от 01.03.2010 N 90 “О предоставлении в собственность за плату ООО РТС “Магик“ земельного участка из земель населенных пунктов г. Дмитриева под объектом торговли“ и заявителю направлен договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка
от 01.03.2010. Данный договор подписан генеральным директором ООО “УК “Магик“, являющегося законным представителем ООО РТС “Магик“, 29.03.2010.

Удовлетворяя заявленное требование о признании бездействия незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что Обществом были представлены в Администрацию все необходимые документы, но в установленный срок в отсутствие уважительных причин решение о предоставлении земельного участка в собственность принято не было. Полагая требование об обязании Администрации предоставить в собственность земельный участок и заключить договор купли-продажи не подлежащим удовлетворению, суд области принял во внимание, что к моменту рассмотрения дела договор купли-продажи направлен законному представителю ООО РТС “Магик“ и подписан им.

Апелляционная инстанция полагает позицию суда первой инстанции правильной, а решение - правомерным на основании следующего.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,
совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Отношения, возникающие по поводу приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения, лицами, имеющими данные здания, строения, сооружения в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении, регулируются статьей 36 ЗК РФ.

Пункт 1 указанной статьи устанавливает исключительное право граждан и юридических лиц - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

В силу пункта 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Статья 29 закрепляет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

На
территории Дмитриевского района Курской области действует Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками до разграничения государственной собственности на землю на территории Дмитриевского района Курской области, утвержденное Решением Представительного собрания Дмитриевского района Курской области N 55, (далее - Положение) в соответствии с пунктом 1.5 которого функции управления и распоряжения земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в Дмитриевском районе осуществляет Администрация Дмитриевского района Курской области, в том числе, решает вопросы предоставления (продажи) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном этим Положением.

Таким образом, Администрация является органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории Дмитриевского района Курской области.

При этом согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 и не предусматривает представления документов, послуживших основанием для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, в том числе судебного акта либо договора купли-продажи такого объекта.

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ на орган местного самоуправления, уполномоченный распоряжаться земельным участком, возложена обязанность в месячный срок со дня поступления
указанного в пункте 5 данной статьи заявления принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования, а в месячный срок с даты принятия указанного решения - осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Вместе с тем пунктом 11.2 указанного выше Положения установлено, что Администрация в двухнедельный срок готовит проект постановления Главы Администрации Дмитриевского района о предоставлении земельного участка в собственность и на его основании заключает договор купли-продажи земельного участка.

Материалами дела подтверждается, что ООО РТС “Магик“ обратилось с заявлением в Администрацию, представив все необходимые документы, 12.01.2010.

Таким образом, на основании изложенных выше норм Администрация обязана была не позднее 25.01.2010 рассмотреть заявление ООО РТС “Магик“ и принять по нему решение. Принятие соответствующего решения по истечении установленного срока не свидетельствует о совершении в этот срок каких-либо предусмотренных законом действий, то есть об отсутствии бездействия.

Поскольку Администрация в силу закона была обязана в установленный срок принять решение о предоставлении земельного участка, но эту обязанность не исполнила, то данное бездействие суд первой инстанции правомерно признал незаконным.

Довод апелляционной жалобы о наличии уважительных причин несовершения предусмотренных законом действий по предоставлению земельного участка был предметом судебного рассмотрения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд соглашается исходя из следующего.

Как установлено выше, Обществом при обращении в Администрацию были представлены все необходимые документы, соответствующие установленным требованиям.

Поскольку в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ органы местного самоуправления не
вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, а действующим законодательством не отнесено к полномочиям этих органов при рассмотрении заявлений о предоставлении земельного участка в собственность не отнесена возможность проверки учредительных документов юридических лиц, установление их учредителей, то ссылка в апелляционной жалобе на принятие Администрацией решения о проверки взаимосвязи ООО РТС “Магик“ и ООО “Магик“ не имеет правового значения для рассматриваемого дела.

Оспаривая решение арбитражного суда в части взыскания понесенных Обществом судебных расходов в полном объеме с Администрации, последняя ошибочно полагает, что требование об обязании ее предоставить земельный участок и заключить договор купли-продажи этого участка заявлено как самостоятельное, поскольку обязание Администрации предоставить земельный участок и заключить договор купли-продажи является способом устранения допущенных незаконным бездействием нарушений прав и законных интересов заявителя и самостоятельно государственной пошлиной не облагается.

Таким образом, поскольку государственная пошлина уплачена заявителем только по требованию о признании бездействия незаконным, то суд правомерно взыскал понесенные Обществом расходы по ее уплате.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на несоответствие выводов суда, содержащихся в оглашенной резолютивной части решения и в резолютивной части решения, изготовленного в полном объеме, относительно взыскания судебных расходов с Администрации, не подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем отклоняется.

Учитывая изложенное выше, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которую апелляционная инстанция полагает правильной, не
опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.

С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.

С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о взыскании с Администрации государственной пошлины судом не решается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2010 по делу N А35-2215/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Дмитриевского района Курской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья

В.А.СЕРГУТКИНА

Судьи

Е.А.СЕМЕНЮТА

Н.Д.МИРОНЦЕВА