Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 по делу N А35-7734/2009 По делу о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о несоблюдении установленного порядка ценообразования.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2010 г. по делу N А35-7734/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2010

Постановление в полном объеме изготовлено 14.05.2010

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,

судей Семенюта Е.А.,

Протасова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,

при участии:

от ОАО “Курская энергосбытовая компания“: Ломакина В.В., заместитель директора по правовым вопросам по доверенности от 06.04.2010;

от УФАС по Курской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;

от ОАО “МРСК-Центра“: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;

от Комитета по тарифам и ценам Курской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы
по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 04.02.2010 по делу N А35-7734/2009 (судья Петрова О.И.), по заявлению Открытого акционерного общества “Курская энергосбытовая компания“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области, третьи лица: ОАО “МРСК Центра“, Комитет по тарифам и ценам Курской области, о признании недействительными решения и предписания от 15.06.2009 по делу N 04-05/03-2009,

установил:

Открытое акционерное общество “Курская энергосбытовая компания“ (далее также - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 15.06.2009 по делу N 04-05/03-2009 Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее также - управление, антимонопольный орган).

Решением Арбитражного суда Курской области от 04.02.2010 заявленные требования удовлетворены.

Принимая указанное решение, арбитражный суд руководствовался выводами о несоответствии оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа нормам действующего законодательства, нарушении прав и законных интересов заявителей.

Не согласившись с указанным судебным актом, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. Указывает, что факт несоблюдения обществом установленного порядка ценообразования, нарушение применения тарифа на электрическую энергию как совокупности ценовых ставок подтвержден материалами дела. Полагает, что вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что невыделение в счетах раздельно стоимости составляющих тарифа на электрическую энергию не повлекло завышения (занижения) тарифа, является необоснованным. Не согласно также с выводом суда об отсутствии нарушения прав покупателей электроэнергии. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается также на переписку заявителя по делу с потребителями энергии, полученную антимонопольным переписку органом в ходе планового контрольного мероприятия, осуществленного УФАС в период с 01.02.2010 по 01.03.2010, из которой, по мнению заявителя
жалобы, следует возможность ущемления интересов покупателей электрической энергии, в том числе путем введения ограничения потребления энергии.

Дело рассматривалось арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей УФАС по Курской области, ОАО “МРСК-Центра, Комитета по тарифам и ценам Курской области, поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления данных лиц о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО “Курская энергосбытовая компания возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

ОАО “Курская энергосбытовая компания“ включена в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35% (приказ Курского УФАС России от 27.07.2007 N 122).

В соответствии с договором энергоснабжения N 7898/рэ-01 от 01.01.2007 ОАО “КЭСК“, являющееся гарантирующим поставщиком, оказывает ОАО “МРСК Центра“ услуги по продаже и поставке электрической энергии. Для оплаты оказанных по данному договору услуг энергоснабжения ОАО “КЭСК“ ежемесячно выставляет ОАО “МРСК Центра“ соответствующие счета. В предъявленных ОАО “КЭСК“ для оплаты ОАО “МРСК Центра“ за оказанные в январе - феврале 2009 года услуги энергоснабжения счете N 1 от 15.01.2009 г. на сумму 8 636 631,93 руб. и счете N 35 от 05.02.2009 г. на сумму 8 094 768,51 руб. не разделена стоимость оказанных по договору услуг энергоснабжения и не указано помимо суммарного платежа отдельно стоимости отпущенной электроэнергии, стоимость услуг по передаче электроэнергии и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.

ОАО
“МРСК Центра“ 20.01.2009 в адрес ОАО “КЭСК“ было направлено письмо исх. N кр-31/254 с просьбой выставить новый счет за электроэнергию, потребленную в январе 2009 года, оформленный с учетом требований действующих правовых актов. ОАО “КЭСК“ данную просьбу ОАО “МРСК Центра“ проигнорировало и предъявило для оплаты за потребленную в феврале 2009 года счет, содержащий только суммарный платеж без разбивки на составляющие.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области 05.03.2009 поступило заявление ОАО “МРСК Центра“ в лице филиала - “Курскэнерго“ с жалобой на неправомерные, по мнению заявителя, действия ОАО “Курская энергосбытовая компания“, выразившиеся в указании в счетах на оплату помимо суммарного платежа отдельно стоимости отпущенной электроэнергии, стоимости услуг по передаче электроэнергии и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.

Приказом руководителя УФАС по Курской области N 61 от 03.04.2009 возбуждено дело N 04-05/03-2009 по признакам нарушения ст. 10 ФЗ “О защите конкуренции“ со стороны ОАО “Курская энергосбытовая компания“, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может явиться ущемление интересов других лиц, а именно в выставлении счетов на оплату потребленной ОАО “МРСК Центра“ (в лице филиала - “Курскэнерго“) в январе - феврале 2009 года электроэнергии без разделения суммарного платежа стоимости отпущенной электроэнергии на услуги по передаче электроэнергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.

По результатам рассмотрения указанного заявления 15.06.2009 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области принято решение о признании ОАО “Курская энергосбытовая компания“ нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ “О защите конкуренции“ путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными
правовыми актами порядка ценообразования, а именно в нарушении требований законодательства о разделении стоимости оказанных по договору энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) услуг и обязательном указании в счетах на оплату помимо суммарного платежа отдельно стоимости отпущенной электроэнергии, стоимости услуг по передаче электроэнергии и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.

15 июня 2009 ОАО “Курская энергосбытовая компания“ выдано Предписание с требованием прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 и п. 10 ч, 1 ст. 10 ФЗ “О защите конкуренции“, для чего при расчете стоимости оказанных по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) услуг определять раздельно стоимость отпущенной электроэнергии, стоимость услуг по передаче электроэнергии и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей, и указывать в счетах на оплату услуг энергоснабжения помимо суммарного платежа стоимость всех его составляющих.

Не согласившись с вынесенными решением и предписанием от 15.06.2009 ОАО “Курская энергосбытовая компания“ обратилось в Арбитражный суд Курской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“, услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“, которым утверждены: Основы ценообразования в отношении электрической и
тепловой энергии в Российской Федерации; Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

В силу положений п. 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, ценообразованием является процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

Во исполнение Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ Приказом Федеральная служба по тарифам России от 08.04.2005 г. N 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности).

Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 N 458, органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирования тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.

Подпунктом 1 пункта 54 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых
тарифов (цен).

В соответствии с п. 57 Основ ценообразования в отношении электрической энергии в Российской Федерации, регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:

средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;

сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;

сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.

При определении средневзвешенной стоимости электрической энергии (мощности) учитываются, в том числе, регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с подпунктом 5 пункта 54 настоящего документа. При расчете ставки тарифа на установленную генерирующую мощность для электростанций, с использованием которых осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в необходимую валовую выручку включаются расходы на содержание максимально доступной генерирующей мощности соответствующей электростанции, учтенной в сводном балансе.

По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах тарифы на электрическую энергию (мощность) могут устанавливаться для каждой электростанции, принадлежащей соответствующему участнику розничного рынка, а также
отдельно на объемы, вырабатываемые в режиме комбинированной выработки, и отдельно на объемы, вырабатываемые в режиме конденсационной выработки.

В соответствии с Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 28 ноября 2008 года “О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую ОАО “Курская энергосбытовая компания“ потребителям Курской области, услугу по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Курской области на 2009 год“, утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям сетевых организаций для “прочих потребителей“ Курской области (приложение N 2) и тарифы на электроэнергию для “прочих потребителей“ ОАО “Курская энергосбытовая компания“ (приложение N 1), которые представляют собой сумму четырех слагаемых:

1. Средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынках;

2. Сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, за исключением услуги по передаче электрической энергии;

3. Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;

4. Стоимость услуги по передаче электрической энергии (мощности).

Тарифы на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в данном случае имеются в виду услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО “АТС“, утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 25 ноября 2008.

Таким образом, в счетах на оплату электрической энергии “прочему потребителю“ суммарный платеж определяется исходя из объема полезного отпуска электрической энергии согласно показаниям прибора учета, умноженного на тариф в соответствии с приложением N 1 к вышеназванному постановлению комитета, в т.ч.:

- стоимость услуги по передаче электрической энергии определяется исходя из среднего одноставочного тарифа, рассчитанного на базе двухставочного тарифа, утвержденного в приложении N 2 вышеназванного постановления комитета, и
умноженного на объем полезного отпуска;

- стоимость услуги, оказание которой является неотъемлемой частью снабжения электрической энергией потребителей, рассчитывается исходя из объема полезного отпуска электрической энергии и тарифа, утвержденного вышеназванным приказом ФСТ России;

- стоимость отпущенной потребителю энергии определяется путем вычитания из суммарного платежа стоимости услуги по ее передаче и стоимости услуги, которая является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.

На момент обращения филиала ОАО “МРСК Центра“-“Курскэнерго“ с заявлением в УФАС по Курской области (05.03.2009) требования пункта 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, были выполнимы расчетным путем и не требовали специального решения регулирующего органа исполнительной власти субъекта РФ.

Пунктом 10.1 раздела 3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 установлено, что тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям, включают следующие слагаемые: стоимость электроэнергии (мощности); стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.

Комитетом по тарифам и ценам Курской области при принятии тарифов на электроэнергию на 2009 год, тарифы на составляющие не разделялись, так как этого не предусматривала форма постановления органа регулирования, утвержденная Приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 N 130-э “Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)“ по состоянию на 01.01.2009. Разделение на составляющие тарифа органом регулирования предусмотрено лишь вышеназванным Регламентом при принятии тарифных
решений с 01.01.2010.

Вместе с тем, установленный уполномоченным государственным органом тариф общество обязано применять при расчетах с потребителями в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“.

Поскольку возможность применения отдельных слагаемых тарифа на электрическую энергию при расчетах с ее потребителями действующим законодательством не предусмотрена, подлежит применению тариф, который установлен органом исполнительной власти в рамках действующего законодательства, а в отношении нерегулируемой цены, в силу положений Правил функционирования розничных рынков средневзвешенные цены (свободные, нерегулируемые цены) на электроэнергию подлежат опубликованию администратором торговой системы оптового рынка, публикуются на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании. Данная информация, является открытой и доступной для заинтересованных в ее получении лиц.

ОАО “МРСК Центра“ обладало соответствующими сведениями, позволяющими проверить правильность расчетов нерегулируемой цены электроэнергии.

При таких обстоятельствах в действиях заявителя имело место непредставление покупателям информации о составляющих суммарного платежа на оплату электрической энергии (мощности).

Вместе с тем, в силу положений п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, однако антимонопольный орган не доказал нарушения порядка ценообразования, повлекшего за собой злоупотребления доминирующим положением, так как тариф в установленном законом порядке, оспорен не был, претензии по стоимости электроэнергии (мощности) к гарантирующему поставщику потребителями не предъявлялись.

В ходе проверки неправильности расчетов административным органом не выявлена.

И, с учетом действовавшей в рассматриваемый период формы, суд полагает, что вменяемых нарушений антимонопольного законодательства, касающихся ценообразования в действиях Общества не усматривается.

Представленная УФАС в суд апелляционной инстанции переписка заявителя по делу с потребителями энергии, полученная антимонопольным органом в ходе планового контрольного мероприятия, осуществленного в период с 01.02.2010 по 01.03.2010, не опровергает выводы арбитражного суда первой инстанции. По сути, из переписки следует позиция заявителя относительно предмета судебного разбирательства, доведенная до сведения потребителей энергии в связи с их же обращениями. Ответы потребителям электроэнергии являются, по сути, типовыми.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Антимонопольным органом не представлено достаточных, допустимых, достоверных доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя злоупотребления доминирующим положением. Представленные в суд апелляционной инстанции материалы переписки заявителя по делу с рядом хозяйствующих субъектов не опровергают указанного вывода.

Суд первой инстанции полно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения в любом случае (часть 4 статьи 270 АПК РФ).

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов арбитражного суда первой инстанции. По сути, заявитель жалобы лишь выражает несогласие с принятым по делу судебным актом.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине, связанные с рассмотрением дела в апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя апелляционной жалобы. Учитывая, что согласно п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ заявитель жалобы от уплаты госпошлины освобожден, оснований для ее взыскания не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 04.02.2010 по делу N А35-7734/2009 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.

Председательствующий судья

Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи

Е.А.СЕМЕНЮТА

А.И.ПРОТАСОВ