Решения и постановления судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2010 по делу N А14-12150/2009402/2 По делу о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате электроэнергии.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2010 г. по делу N А14-12150/2009402/2

Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2010 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 11.02.2010 г.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Безбородова Е.А.

судей Потихониной Ж.Н.

Афониной Н.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Климовой Г.С.,

при участии:

от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: Нестерова Ю.А., ведущий специалист-эксперт юридического отдела, доверенность N 36-02/467836 от 27.01.2010 г.,

от субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области: Цапина Т.А., ведущий консультант отдела правовой и кадровой работы, доверенность N б/н от 11.01.2010 г.,

от Департамента труда и социального развития Воронежской области: Рожков А.А., консультант отдела правовой работы, доверенность N 01-04-1281 от 03.08.2009 г.,

от МУП “Воронежская горэлектросеть“: представитель не явился, извещен надлежаще,

от ОГУ “Управление социальной защиты населения Воронежской области“: представитель не явился, извещен надлежаще,



рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2009 года по делу N А14-12150/2009/402/2 (судья Лукавенко В.И.) по иску МУП “Воронежская горэлектросеть“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, при участии третьих лиц: ОГУ “Управление социальной защиты населения Воронежской области“, субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области, Департамента труда и социального развития Воронежской области, о взыскании 324 675 руб. 02 коп. убытков,

установил:

МУП “Воронежская горэлектросеть“ обратилось в арбитражный суд с иском к субъекту Российской Федерации - Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области о взыскании за счет казны Воронежской области 10 000 руб. убытков, связанных с реализацией ст. ст. 14, 15, 18, 21 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОГУ “Управление социальной защиты населения Воронежской области“ и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Определением суда от 13.10.2009 г. произведена замена ответчика - субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, субъект Российской Федерации - Воронежская область в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области и Департамент труда и социального развития Воронежской области, а также в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приняты к рассмотрению уточненные требования истца о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 324 675 руб. 02 коп. убытков, причиненных невозмещением истцу расходов за поставленную в 2008 г. электроэнергию и предоставленную в оплате за нее в январе, феврале 2009 г. 50% скидку ветеранам г. Воронежа на основании ст. ст. 14, 15, 18, 21 ФЗ “О ветеранах“.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2009 года иск МУП “Воронежская горэлектросеть“ удовлетворен полностью.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

В судебном заседании представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации доводы апелляционной жалобы поддержал, считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просит суд его отменить.

Представитель субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области против доводов апелляционной жалобы возражал, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит суд оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области против доводов апелляционной жалобы возражал, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит суд оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители МУП “Воронежская горэлектросеть“, ОГУ “Управление социальной защиты населения Воронежской области“ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП “Воронежская горэлектросеть“ осуществляло в 2008 г. поставку электрической энергии абонентам, проживающим в г. Воронеж, в том числе льготным категориям потребителей, в отношении которых Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ (далее - Закон “О ветеранах“) предусмотрена 50% скидка от стоимости оказанной коммунальной услуги.

Возмещение расходов истца, образовавшихся в связи с предоставлением льгот по оплате потребленной электроэнергии, в 2008 году осуществляли филиалы ОГУ “Управление социальной защиты населения Воронежской области“ по договорам N N 12, 06-4 и б/н от 09.01.2008 г., N 35-2/30 от 10.01.2008 г., б/н от 11.01.2008 г. за счет средств федерального бюджета.



Поскольку расходы, понесенные истцом в декабре 2008 г. в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате электроэнергии, в установленном законом порядке были возмещены не в полном объеме, МУП “Воронежская горэлектросеть“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая обжалуемый судебный акт и удовлетворяя заявленный иск, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В качестве правового обоснования заявленных требований истец сослался на положения Закона “О ветеранах“.

Статьями 14, 15, 18, 21 указанного Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) установлены льготы в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона “О ветеранах“ меры социальной поддержки, установленные указанными статьями и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 23.2 Закона “О ветеранах“ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 данного Закона.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Закона “О ветеранах“).

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. п. 4, 5, 6, 8 ст. 23.2 Закона “О ветеранах“).

В соответствии с п. 2 “Правил зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. N 861 (далее - Правила N 861), субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации на цели реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.

Согласно п. 3 Правил N 861 субвенции перечисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Остаток не использованных субъектом Российской Федерации в отчетном году субвенций, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели. В случае отсутствия у субъекта Российской Федерации потребности в субвенции соответствующие средства подлежат возврату в федеральный бюджет. Наличие или отсутствие у субъекта Российской Федерации потребности в субвенции определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии с п. 1 ст. 23.2 Закона “О ветеранах“ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 данного Закона.

Постановлением администрации Воронежской области от 03.03.2006 г. N 151 был утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и возмещения расходов организациям, предоставляющим указанные услуги, за счет средств Фонда компенсаций федерального бюджета (далее - Постановление N 151).

Во исполнение постановления N 151 между МУП “Воронежская горэлектросеть“ (организация) и филиалами ОГУ “Управление социальной защиты населения Воронежской области“ по Центральному, Коминтерновскому, Советскому, Железнодорожному, Ленинскому районам г. Воронежа - (филиалы) были заключены договоры на возмещение расходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки соответственно N 12, N 06-4, б/н от 09.01.2008 г., N 35-2/30 от 10.01.2008 г., б/н от 11.01.2008 г., по которым истец обязался своевременно предоставлять меры социальной поддержки ветеранам по оплате за потребленную электроэнергию в соответствии с Законом “О ветеранах“ в пределах ассигнований, выделенных на эти цели из федерального бюджета (п. 2.1. договоров).

В соответствии с п. п. 2.2., 2.3. договоров истец обязался не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, предъявлять филиалам реестры для автоматизированной сверки с приложением платежных документов (акт сверки, счет-фактура, реестры, сводные реестры и др.), подтверждающих понесенные расходы, ежемесячно предоставлять сведения о примененных тарифах и нормативах потребления на льготу.

Согласно п. п. 2.5., 2.6., 2.7. договоров филиалы осуществляют проверку представленных истцом платежных документов, реестров льготников, подписывают акты сверок. Не позднее 13-го числа месяца, следующего за отчетным, по результатам автоматизированной сверки расчетов с организацией на основании платежных документов, подтверждающих понесенные затраты, направляют заявку о необходимой потребности в денежных средствах в ОГУ “Управление социальной защиты населения Воронежской области“ для возмещения произведенных расходов организации, производят возмещение понесенных расходов на реализацию мер социальной поддержки в пределах лимитов, предусмотренных ФЗ “О федеральном бюджете“ на текущий и последующие годы после получения средств от Главного управления социального развития Воронежской области (ныне - Департамент труда и социального развития Воронежской области), путем их перечисления на расчетный счет организации (истца).

Срок действия договоров определен с 01.01.2008 г. до полного исполнения сторонами своих обязательств (п. 3.3. договоров).

В 2008 г. МУП “Воронежская горэлектросеть“, исполняя требования законодательства предоставляло льготы по оплате электроэнергии ветеранам в размере 50% от установленного тарифа.

Поскольку определение объема поставленной энергии за декабрь 2008 г. возможно не ранее января 2009 г., истец представил в филиалы ОГУ “Управление социальной защиты: населения Воронежской области“ счета-фактуры, подтверждающие понесенные затраты датированные 31.01.2009 г., 28.02.2009 г.

Факт предоставления истцом льгот в спорный период в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, а также размер понесенных и не возмещенных расходов в сумме 324675 руб. 02 коп. подтвержден договорами, списками граждан, которым предоставлялись льготы, счетами-фактурами, актами сверок взаимных расчетов, в связи с чем доводы ответчика о том, что истцом были нарушены сроки подачи необходимых документов, а также не были представлены в качестве обоснования исковых требований документы, обосновывающие заявленное требование, судом признаются несостоятельными.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение государством средств, подлежащих в соответствии с законом перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ при возмещении вреда от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ взыскание должно производиться с Российской Федерации только в том случае, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом, обязанность по возмещению платы возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, а средств, выделенных из федерального бюджета недостаточно.

Согласно таблице 25 приложения 37 к Федеральному закону от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ бюджету Воронежской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 2008 год предусмотрены субвенции в размере 991194100 руб. Остатки субвенции на конец 2008 г. составили 125942217 руб. 05 коп.

При этом правомерно отклонен судом первой инстанции довод ответчика о том, что им полностью выполнены взятые на себя обязательства по предоставлению денежных средств необходимых для компенсации предоставленной льготным категориям потребителей 50% скидки от стоимости оказанных коммунальных услуг, поскольку денежные средства в размере 125942217 руб. 05 коп. на основании письма Минфина России N 06-02-69 от 27.03.2009 г. по платежному поручению N 100946 от 30.03.2009 г. были возвращены в федеральный бюджет, а поступившие по платежному поручению N 393 от 25.03.2009 г. из федерального бюджета денежные средства в размере 125942217 руб. носят целевой характер и направлены на исполнение бюджетных обязательств 2009 г.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение указанной нормы, доказательств, свидетельствующих об исполнении ответчиком принятых в соответствии с Законом “О ветеранах“ обязательств по выделению субвенций в объеме, необходимом для компенсации предоставленных в 2008 г. льгот по оплате коммунальных услуг льготным категориям граждан, представлено не было.

Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что недополученная истцом сумма в размере 324675 руб. 02 коп. согласно ст. ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ является его убытками, связанными с допущенным государственным органом Российской Федерации бездействием, выразившимся в не обеспечении финансирования в полном объеме установленной федеральным законом льготы по оплате коммунальных услуг. При таких обстоятельствах истец правомерно предъявил иск о взыскании понесенных им убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Правомерно отклонен судом первой инстанции довод ответчика о том, что суммы, подлежащие возмещению, подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них налога на добавленную стоимость, судом отклоняется по следующим основаниям.

МУП “Воронежская горэлектросеть“ является плательщиком налога на добавленную стоимость и не подпадает под категорию лиц, освобожденных от его уплаты.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ (в редакции от Федерального закона от 22.07.2005 г. N 119-ФЗ) налогоплательщики обязаны вести учет выручки для целей обложения налогом на добавленную стоимость со дня отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), то есть НДС должен быть уплачен продавцом в бюджет по итогам того налогового периода, в котором имела место реализация, вне зависимости от поступления оплаты.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Как установлено судом первой инстанции, истец осуществлял расчеты за поставленную электрическую энергию по тарифам для населения Воронежской области на 2008 г., установленным приказом Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области N 31/37 от 21.11.2007 г. в размере 157 коп. за 1 кВтч (с НДС).

Электроэнергия оплачивалась потребителями МУП “Воронежская горэлектросеть“ по указанному тарифу. В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, компенсироваться расходы истца также должны исходя из полной стоимости тарифа (цены товара).

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции правомерно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП “Воронежская горэлектросеть“ 324 675 руб. 02 коп. убытков.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом были нарушены сроки подачи необходимых документов, а также не были представлены в качестве обоснования исковых требований документы, обосновывающие заявленное требование, о том, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, поскольку ей полностью выполнены взятые на себя обязательства по предоставлению денежных средств необходимых для компенсации предоставленной льготным категориям потребителей 50% скидки от стоимости оказанных коммунальных услуг, о том, что суммы, подлежащие возмещению, подлежат компенсации из федерального бюджета без включения в них налога на добавленную стоимость, подлежат отклонению, поскольку были известны суду первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка (т. 5 л.д. 46 - 49). Оснований для переоценки законных и обоснованных выводов суда первой инстанции исходя из представленных в материалах дела доказательств, у суда апелляционной нет.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно взыскана с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца государственная пошлина в размере 500 руб., является несостоятельным, поскольку освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов понесенных стороной (т. 1 л.д. 8), в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют. Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.

Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2009 года по делу N А14-12150/2009/402/2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья

Е.А.БЕЗБОРОДОВ

Судьи

Ж.Н.ПОТИХОНИНА

Н.П.АФОНИНА