Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2010 по делу N А35-7381/2009 По делу об обязании налогового органа произвести действия по принятию решения о перечислении заявителю процентов за нарушение сроков возврата сумм НДС.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 января 2010 г. по делу N А35-7381/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года

Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2010 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,

судей Михайловой Т.Л.,

Скрынникова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 28.10.2009 по делу N А35-7381/2009 (судья Ольховиков А.Н.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества “Фармстандарт-Лексредства“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску об обязании произвести предусмотренные статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации действия по принятию
решения о перечислении процентов в размере 852 211,21 руб. за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость,

при участии в судебном заседании:

от налогового органа: представители не явились, надлежаще извещены

от налогоплательщика: Мельниченко А.П., заместителя директора по юридическим, общим и специальным вопросам по доверенности N 165 от 31.12.2009,

установил:

Открытое акционерное общество “Фармстандарт-Лексредства“ (далее - ОАО “Фармстандарт-Лексредства“, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением (с учетом уточнения от 01.10.2009 года) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) об обязании Инспекции произвести предусмотренные статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации действия по принятию решения о перечислении Обществу процентов в размере 852 211,21 рубля за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.04.2009 заявленные требования удовлетворены полностью.

Инспекция, не согласившись с данным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта.

В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что право на возврат налога на добавленную стоимость возникло у Общества только после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Курской области от 26.05.2009 по делу N А35-6530/08-С21, которым признано недействительным решение Инспекции N 3913 от 19.09.2008 “О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, в связи с чем начисление процентов с 15.09.2008 является неправомерным. Инспекция полагает, что судом первой инстанции не учтено, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2007 год Обществом для подтверждения заявленного права на возмещение налога из бюджета в размере 8 779 347 руб. по
рекламным услугам, оказанным ЗАО “Стратеджист Медиа“ первичные документы, подтверждающие фактическое исполнение агентских договоров не представлялись, а были представлены в ходе проведения судебного разбирательства по делу N А35-6530/08-С21.

Кроме того, налоговый орган считает неправомерным исчисление процентов в размере 852 211,21 руб. за период с 15.09.2008 по 25.06.2009 исчисляемый в календарных днях, ввиду того, что расчет процентов в календарных днях не соответствует требованиям пункта 6 статьи 6.1 и пункта 10 статьи 176 НК РФ.

Представитель налогоплательщика возражает против доводов апелляционной жалобы Инспекции, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы Инспекции отказать.

Представители налогового органа в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц или их представителей не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав представителя налогоплательщика, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 10.04.2008 ОАО “Фармстандарт-Лексредства“ представлена в Инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2007 года, в которой по разделу 3 “Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет“ исчислена реализация товаров в сумме 1 017 790 203 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 102 652 745,86 руб., налоговые вычеты в сумме 123 886 245 руб. По данному разделу исчислена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению из бюджета,
в размере 21 233 499 руб. По разделу 5 декларации “Расчет суммы налога по операциям реализации товаров, обоснованность применения ставки 0 процентов по которым подтверждена“, налоговая база исчислена в размере 3 159 273 руб., налоговые вычеты в размере 157 587 руб. В результате по декларации исчислен налог к возмещению в сумме 21 477 717,10 руб.

18.07.2008 года Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате суммы налога на добавленную стоимость за декабрь 2007 года в размере 24 000 000 руб.

Письмом от 12.08.2008 года (исх. 11-31/116985) налоговый орган сообщил Обществу о невозможности возврата и зачета налога на добавленную стоимость за декабрь 2007 года, сославшись на то, что по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации за декабрь 2007 года были выявлено необоснованное применение налоговых вычетов.

Инспекцией в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации проведена камеральная проверка представленной налогоплательщиком декларации и составлен акт N 17151 от 24.07.2008.

По результатам рассмотрения акта налоговым органом вынесены решения:

- N 12-15/7466 от 19.09.2008 “Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения“, которым налоговый орган предложил налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;

- N 3913 от 19.09.2008 “О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, которым Инспекция признала обоснованным применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 3 159 273 руб., возместила Обществу налог на добавленную стоимость в сумме 5 498 370 руб., отказала налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 15 979 347 руб.

Решением Арбитражного суда Курской
области от 26.05.2009 по делу N А35-6530/08-С21 признаны недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску N 12-15/7466 от 19.09.2008 “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части предложения внести исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с исключением из суммы налога, исчисленного к возмещению из бюджета по налоговой декларации за декабрь 2007 года, суммы налога в размере 15 979 347 руб., и решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску N 3913 от 19.09.2008 “О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“ в части отказа ОАО “Фармстандарт-Лексредства“ в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 15 979 347 руб. Также суд обязал на налоговый орган произвести предусмотренные статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации действия по возмещению ОАО “Фармстандарт-Лексредства“ из федерального бюджета налога на добавленную стоимость за декабрь 2007 года в сумме 15 979 347 руб. (в том числе судом признано обоснованным применение вычета по НДС в размере 8 779 347 руб. по рекламным услугам, оказанным Обществу ЗАО “Стратеджист Медиа“).

Постановлением апелляционной инстанции от 14.08.2009 года данное решение суда оставлено без изменения.

По заявлению налогоплательщика от 25.06.2009, на основании решений NN 4293-4300, вынесенных 26.06.2009, налоговым органом был произведен зачет на сумму 8 779 347 руб. в счет уплаты налога на прибыль организаций.

Считая, что в период с 15.09.2008 по 25.06.2009 Инспекция неправомерно не возвращала налог на добавленную стоимость по ранее поданному заявлению Общества на сумму 8 779 347 руб., Общество обратилось в суд с заявлением о взыскании процентов в сумме 852 211,21 руб.

В соответствии
с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной
к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

Пунктом 6 статьи 176 НК РФ установлено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В силу пункта 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

Таким образом, положениями статьи 176 НК РФ установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета
или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму, устанавливая тем самым определенный баланс частных и публичных интересов в сфере налогообложения.

Анализ приведенных норм налогового законодательства позволяет сделать вывод, что в случае представления налогоплательщиком надлежащих доказательств наличия у него права на возмещение налога на добавленную стоимость и подачи заявления о его возврате, налоговый орган обязан принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость и его возврате в установленные приведенными нормами налогового законодательства сроки, а также совершить действия, необходимые для осуществления фактического возврата налогоплательщику сумм налога. В случае несовершения указанных действий в установленные законодательством сроки у налогового органа возникает обязанность начислить проценты на несвоевременно возвращенную из бюджета сумму.

При этом, в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ, проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.

Отказ Инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает баланс, обеспечиваемый нормами статьи 176 НК РФ, между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.

Рассматривая возникший между налогоплательщиком и налоговым органом спор об уплате процентов за несвоевременное возмещение налога, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности требований ОАО “Фармстандарт-Лексредства“ о взыскании процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость за декабрь 2007 года в истребуемом размере.

Довод налогового органа о том, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2007 год Обществом для подтверждения
заявленного права на возмещение налога из бюджета в размере 8 779 347 руб. по рекламным услугам, оказанным ЗАО “Стратеджист Медиа“ первичные документы, подтверждающие фактическое исполнение агентских договоров не представлялись, а были представлены в ходе проведения судебного разбирательства по делу N А35-6530/08-С21, заявлялся налоговым органом в суде первой инстанции, был правильно оценен судом и отклонен как не подтвержденный материалами дела.

При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что обстоятельства, связанные с признанием недействительным решения Инспекции не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела, предметом которого является проверка обоснованности применения пункта 10 статьи 176 НК РФ.

Довод Инспекции о неправомерности начисления процентов с 15.09.2008, мотивированный тем, что право на возврат налога на добавленную стоимость возникло у Общества только после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Курской области от 26.05.2009 по делу N А35-6530/08-С21, которым признано недействительным решение Инспекции N 3913 от 19.09.2008 “О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как противоречащий положениям статьи 176 НК РФ.

Признание вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курской области от 26.05.2009 решений налогового органа N 12-15/7466 от 19.09.2008 “Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения“ и N 3913 от 19.09.2008 “О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению“ недействительными не свидетельствует о наличии оснований для выплаты процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость с даты вступления в законную силу указанного решения Арбитражного суда Курской области, поскольку принятие Инспекцией незаконного решения не должно повлечь каких-либо неблагоприятных последствий для налогоплательщика.

Довод Инспекции о
неправомерности исчисления процентов в размере 852 211, 21 руб. за период с 15.09.2008 по 25.06.2009, ввиду того, что расчет процентов в календарных днях не соответствует требованиям пункта 6 статьи 6.1 и пункта 10 статьи 176 НК РФ, отклонятся судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном толковании правовых норм. Порядок исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ применяется только для исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах (сроков выполнения процессуальных действий) и не может применяться при определении периода начисления процентов в соответствии с пунктом 10 статьи 176 НК РФ в случае нарушения сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость.

Апелляционная коллегия отмечает, что согласно пояснениям представителя Общества начальный момент для расчета процентов (15.09.2008) определен Обществом исходя из сроков, в которые, по его мнению, должна была быть проведена камеральная проверка. Указанная дата не предшествует дате, когда сумма налога должна быть возвращена Обществу в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение с учетом пункта 2 статьи 88, пунктов 1, 10 статьи 176 НК РФ.

Таким образом, решение Арбитражного суда Курской области от 28.10.2009 по делу N А35-7381/2009 об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску произвести предусмотренные статьей 176 НК РФ НК РФ действия по возврату Открытому акционерному обществу “Фармстандарт-Лексредства“ процентов в сумме 852 211, 21 руб. за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость за декабрь 2007 года, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит.

Что касается расходов на уплату государственной пошлины в сумме 15 022, 11 руб., обязанность по уплате которых по решению суда первой инстанции были возложены на налоговый орган, то суд апелляционной инстанции, признавая решение суда в этой части также правомерным, исходит из следующего.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Правила распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установлены статьей 110 АПК РФ. В силу части 1 данной статьи кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не часть 1 статьи 101.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины (часть 1 статьи 101 АПК РФ).

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (пункт введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“), не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов, поскольку законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 разъяснено, что согласно пункту 47 статьи 2 и пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета. Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Данная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 13.11.2008 N 7959/08 по делу N А46-6118/2007.

По данному делу решением суда первой инстанции требования заявителя - ОАО “Фармстандарт-Лексредства“ - удовлетворены. Размер государственной пошлины рассчитан верно, с учетом имущественного характера заявленных требований. Вследствие этого, судом первой инстанции правомерно возложена на налоговый орган обязанность по возмещению Обществу расходов по уплате государственной пошлины в сумме 15 022,11 руб.

Судом в полном объеме установлены все фактические обстоятельства, необходимые для разрешения спора, и правильно применены нормы материального права.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

В связи с указанным вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается.

Руководствуясь статьями 156, 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 28.10.2009 по делу N А35-7381/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья

Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи

Т.Л.МИХАЙЛОВА

В.А.СКРЫННИКОВ