Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 по делу N А14-3389/2009/70/30 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по статье 14.31 КоАП РФ за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2010 г. по делу N А14-3389/2009/70/30

Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2010 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,

судей Протасова А.И.,

Миронцевой Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,

при участии:

от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала Юго-Восточная железная дорога в г. Воронеж: Кропинов А.А., ведущий юрисконсульт юридической службы, доверенность N ню-9/770/д от 14.07.09,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы
по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.10.2009 по делу N А14-3389/2009/70/30 (судья Федосеева С.С.) по заявлению открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала Юго-Восточная железная дорога в г. Воронеж к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.09 по делу N 06.04-14.31 об административном правонарушении,

установил:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала Юго-Восточная железная дорога в г. Воронеж (далее - ОАО “Российские железные дороги“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2009 по делу N 06-04-14.31, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области, Управление, антимонопольный орган), которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 4 253 487 рублей.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.10.2009 признано незаконным и отменено полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 12.03.2009 по делу N 06.04-14.31 об административном правонарушении, вынесенное в отношении открытого акционерного общества “Российские железные дороги“.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с нарушением и неправильным применением судом норм материального права.

При этом податель жалобы указывает на то, что ОАО “Российские железные дороги“, являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в нарушение требований закона и предписания Федеральной антимонопольной службы, не
выполнило свою обязанность по оказанию ЗАО “Ольшанский карьер“ услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования, злоупотребив доминирующим положением. Также заявитель указал, что поскольку на момент рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, утвержден не был, у ОАО “Российские железные дороги“ отсутствовали законные основания для отказа любому грузоотправителю в согласовании заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом со ссылкой на такой критерий.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

ОАО “Российские железные дороги“ возражает против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, полагая решение законным и обоснованным. По мнению Общества, отсутствие полувагонов как основания технической и технологической невозможности осуществления перевозок является допустимым, в связи с чем, не может расцениваться как злоупотребление доминирующим положением.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала Юго-Восточная железная дорога в г. Воронеж, оценив все доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из материалов дела следует, что в июне, июле, августе 2008 года ОАО “Российские железные дороги“ были приняты и рассмотрены заявки ЗАО “Ольшанский карьер“ на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования, которые были частично согласованы либо в
их согласовании отказано. Основанием для отказа послужило отсутствие технических и технологических возможностей осуществления перевозки, а именно, невозможность обеспечения имеющимся подвижным составом объемов, заявленных всеми грузоотправителями, осуществляющими перевозку грузов в полувагонах, уменьшение технического плана перевозки грузов в полувагонах парка перевозчика.

ЗАО “Ольшанский карьер“ 23.07.2008 в Управление подано заявление на действия Юго-восточной железной дороги - филиал ОАО “РЖД“ в г. Воронеж по необоснованному отказу от перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования.

По фактам, указанным в данном заявлении, УФАС по Воронежской области 08.09.2008 возбуждено дело N 128-10К о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции).

УФАС по Воронежской области 23.12.2008 принято решение N 04-16/16, которым действия ОАО “Российские железные дороги“ по экономически и технологически необоснованному отказу ЗАО “Ольшанский карьер“ от оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом общего пользования признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; ОАО “Российские железные дороги“ выдано предписание N 04-16/17 о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

На основании указанного решения административным органом 12.02.2009 составлен протокол N 06.04-14.31 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения административного дела УФАС по Воронежской области 12.03.2009 вынесено постановление по делу N 06.04-14.31 об административном правонарушении, которым ОАО “Российские железные дороги“ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 253 487 рублей.

Не согласившись
с постановлением о назначении административного наказания, Общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой с рассмотренным заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Апелляционный суд выводы суда области признает правильными, а принятое по делу решение - правомерным, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Объектом указанного административного правонарушения, является установленный законом порядок управления, направленный на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и выраженный в обязательном соблюдении доминирующими хозяйствующими субъектами требований антимонопольного законодательства.

Субъектом данного правонарушения является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

Хозяйствующим субъектом согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции является индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация,
осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Доминирующим, как следует из части 5 статьи 5 указанного Закона, признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Судом установлено и подтверждается материалами дела внесение ОАО “Российские железные дороги“ приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N 435-т в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество, являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

В силу части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Частью 5 статьи 39 данного Закона установлено, что если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из оспариваемого постановления, основанием для привлечения ОАО “Российские железные дороги“ к административной ответственности явился факт злоупотребления Обществом доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, установленный решением административного органа от 23.12.2008 N 04-16/16.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.07.2009 по делу N А14-2908-2009-71/26 решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23.12.2008 N 04-16/16 по делу N 128-10К признаны недействительными, ввиду того, что действия ОАО “Российские железные дороги“ были совершены в
допустимых пределах осуществления гражданских прав и ими не налагались неразумные ограничения на контрагентов, антимонопольным органом не представлено доказательств, подтверждающих нахождение контрагентов в неодинаковых условиях и предоставление кому-либо из них преимуществ по отношению к ЗАО “Ольшанский карьер“. Федеральный арбитражный суд Центрального округа согласился с позицией Арбитражного суда Воронежской области, оставив постановлением от 12.10.09 указанное решение без изменения. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения, за которое ОАО “Российские железные дороги“ привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.

В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии у ОАО “Российские железные дороги“ законных оснований для отказа в согласовании заявки на перевозку грузов по причине отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки, - не может быть признан состоятельным, поскольку статьей 11 Устава железнодорожного транспорта Российской федерации от 10.01.2003 данный критерий предусмотрен в качестве основания для отказа в согласовании заявок на перевозку грузов. При этом, представляется правомерным отказ Общества в согласовании заявки на перевозку грузов по указанному основанию в виду отсутствия полувагонов. Более того, в связи с недостаточностью полувагонов у перевозчика в указанный период имел место отказ в согласовании заявок либо частичное согласование заявок не только ЗАО “Ольшанский карьер“, но и другим грузоотправителям.

Доводы, изложенные
в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.10.2009 по делу N А14-3389/2009/70/30 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья

В.А.СЕРГУТКИНА

Судьи

А.И.ПРОТАСОВ

Н.Д.МИРОНЦЕВА