Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2010 по делу N А68-8754/09 По требованию об отмене определения об удовлетворении заявления о замене стороны.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2010 г. по делу N А68-8754/09

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,

судей Дайнеко М.М.,

Токаревой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Цукановой А.А.,

с участием в судебном заседании:

от Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития:

от истца и ответчика:

Жданова А.В. - по доверенности от 28.12.2009;

не явились, извещены судом надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Веневское хлебоприемное предприятие“ на определение Арбитражного суда Тульской области от 09 июня 2010 года по делу N
А68-8754/09 (судья Гречко О.А.), вынесенное по заявлению Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития, г. Венев Тульской области, о процессуальном правопреемстве по делу N А68-8754/09 по иску Администрации муниципального образования Веневский район, г. Венев Тульской области, к открытому акционерному обществу “Веневское хлебоприемное предприятие“, г. Венев Тульской области, о взыскании 2 146 033 рублей 33 копеек,

установил:

Администрация муниципального образования Веневский район обратилась в Арбитражный суд Тульской области с иском к открытому акционерному обществу “Веневское хлебоприемное предприятие“ (далее - ОАО “Веневское ХПП“) о взыскании задолженности по договору N 159-С-М-МЭ-18-10 от 08.04.2003 об использовании средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных на финансирование программ местного развития, в сумме 1 900 000 рублей и процентов в размере 246 033 рублей 33 копеек, начисленных по состоянию на 19.08.2009 (том 1, л.д. 3).

Определением суда от 24.09.2009 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и программ местного развития (том 1, л.д. 146).

Определением Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2009 утверждено мировое соглашение, заключенное Администрацией муниципального образования Веневский район и ОАО “Веневское ХПП“ на следующих условиях:

ОАО “Веневское ХПП“ обязуется возвратить всю указанную задолженность вместе с процентами на счет Администрации муниципального образования Веневский район по реквизитам:

ИНН 7123003491, КПП 712301001, р/с 40703810000001000049 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области г. Тула, БИК 047003001, л/с 106020010 по частям, в следующем порядке и сроки:

2010 год - 10% от всей суммы задолженности (190 000 рублей);

2011 год - 10% от всей суммы задолженности (190 000 рублей);

2012 год - 20% от всей суммы задолженности (380 000
рублей);

2013 год - 30% от всей суммы задолженности (570 000 рублей);

2014 год - 30% от всей суммы задолженности (570 000 рублей).

За пользование займом ОАО “Веневское ХПП“ уплачивает Администрации муниципального образования Веневский район проценты ежемесячно из расчета 2% годовых, начиная с 2010 года“.

Производство по делу прекращено (том 1, л.д. 159 - 161).

07.05.2010 в связи с уступкой права требования Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о замене взыскателя - Администрации муниципального образования Веневский район на Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития по делу N А68-8754/09 по иску Администрации муниципального образования Веневский район к ОАО “Веневское ХПП“ (том 1, л.д. 162).

Определением Арбитражного суда Тульской области от 09.06.2010 заявление Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития о замене стороны удовлетворено (том 1, л.д. 193 - 195).

Определением от 09.11.2009 по делу N А68-8754/09 по иску Администрации муниципального образования Веневский район к ОАО “Веневское ХПП“, третье лицо: Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства и программ местного развития, о взыскании 2 146 033 рублей 33 копеек суд заменил взыскателя - Администрацию муниципального образования Веневский район на Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития.

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ОАО “Веневское ХПП“ обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение суда отменить и разрешить вопрос по существу (том 2, л.д. 3 - 5).

Ссылаясь на статьи 44, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
статью 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.1997 N 1523 “О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности“, Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17.11.1998 N 53н “Об утверждении Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности“ и положения договора об использовании средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных на финансирование программ местного развития заявитель указывает, что средства поддержки, получаемые Веневским фондом поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития, должны быть возвращены именно в бюджет Администрации муниципального образования Веневский район. Считает, что при уступке права требования происходит незаконное отчуждение целевых денежных средств из местного бюджета.

Полагает, что соглашение о замене взыскателя не соответствует нормам глав 24 и 43 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 69, пункту 3 статьи 100, статье 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, условия соглашения об оплате в пользу Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития приобретенного права требования муниципального образования незаконны.

Делает вывод о том, что, принятое обязательство права требования влечет несанкционированное расходование бюджетных средств, что противоречит требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, так как Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития не является государственным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, а в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна.

Обращает внимание на то, что в соглашении о замене взыскателя не отражены существенные условия, касающиеся предмета договора.

Считает, что условия соглашения должны предусматривать получение денежных средств за переданные права требования не позднее чем через
пятнадцать дней с даты заключения соглашения, а переход прав требования только после их полной оплаты.

Ссылаясь на пункт 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Ни законом, ни иными правовыми актами не предусмотрен безвозмездный характер. Из существа спорного договора не следует его безвозмездность, поскольку в силу пункта 2 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательным признаком договора дарения является вытекающее из соглашения о цессии намерение передать права в качестве дара.

Обращает внимание на то, что соглашение о замене взыскателя нарушает статью 388 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку уступка права требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, кроме того, без согласия должника не допускается уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.

Указывает на то, что должник добровольно выполняет обязательства по мировому соглашению в пользу Администрации муниципального образования Веневский район, о чем свидетельствуют платежные поручения.

Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития направил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу и дополнительный отзыв, в которых не согласился с их доводами, указал, что считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению (том 2, л.д. 18 - 19, 27 - 28).

Пояснил, что Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития создан Администрацией муниципального образования Веневский район 10.05.2000 в соответствии со статьей 118 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“.

Его целями согласно уставу являются: реализация проектов развития
малого и среднего бизнеса и его инфраструктуры; организация возврата исполнителями проектов средств государственной поддержки угольной отрасли, полученных на реализацию программ местного развития и их последующего реинвестирования; участие в реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, в том числе финансирования муниципальных программ путем выдачи займов.

Обратил внимание на Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденное Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2002 N 185, согласно которому реализация проектов по поддержке малого бизнеса осуществляется органами местного самоуправления шахтерских городов (поселков) через специально создаваемые или ранее созданные организации инфраструктуры малого бизнеса, в том числе муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, за счет реинвестируемых, возвращаемых исполнителями проектов средств государственной поддержки угольной отрасли.

Пояснил, что Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития является единственной в Веневском районе организацией, осуществляющей реализацию положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации“, Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 “О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования“, от 13.07.2005 N 428 “О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков“.

В соответствии с решением Собрания представителей муниципального образования Веневский район N 31/259 от 18.12.2008 и постановлением исполняющего обязанности Главы администрации муниципального образования Веневский район N 2350 от 29.12.2009, принятым на основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития является исполнителем
муниципальной целевой программы “Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Веневский район на 2009 - 2012 годы“ и как исполнитель обязан расходовать возвращаемые денежные средства на указанные в программе и его уставе цели.

Считает, что заключенное 04.09.2009 между Веневским фондом поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития и Администрацией муниципального образования Веневский район соглашение на выполнение мероприятий по реализации программ местного развития, содействию созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса предполагает, во исполнение муниципальных программ содействия развитию малого и среднего предпринимательства и в обоснование возмездности уступки права требования Веневскому фонду поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития, получение Веневским фондом поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития возвращаемых ответчиком денежных средств на указанные цели реинвестирования.

Ссылаясь на судебную практику, указывает, что должник не является лицом, которое вправе заявлять требования о признании недействительным соглашения об уступке права требования.

В суд апелляционной инстанции поступил письменный отзыв Администрации муниципального образования Веневский район, в котором истец не согласился с доводами апелляционной жалобы (том 2, л.д. 31 - 32).

Указал, что возврат инвестиционных денежных средств не противоречит режиму их целевого использования.

Считает, что направление возвращаемых должником денежных средств Веневскому фонду поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития, как исполнителю программ местного развития и как некоммерческой организации, созданной Администрацией муниципального образования Веневский район для финансовой поддержки предпринимательства и реинвестирования средств государственной поддержки под ее непосредственным контролем, не нарушает бюджетное законодательство, не ведет к каким-либо нарушениям прав должника.

Просит суд в удовлетворении заявленных в апелляционной жалобе требований ОАО “Веневское
ХПП“ отказать.

В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство Администрации муниципального образования Веневский район о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя (том 2, л.д. 30)

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву на апелляционную жалобу.

Просил определение Арбитражного суда Тульской области от 09 июня 2010 года по делу N А68-8754/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО “Веневское ХПП“ - без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции истец и ответчик не явились.

С учетом мнения представителя Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития, явившегося в суд апелляционной инстанции, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца и ответчика, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения определения Арбитражного суда Тульской области от 09 июня 2010 года ввиду следующего.

Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития в доказательство заявленных требований о замене стороны представил в суд соглашение на выполнение мероприятий по реализации программ местного развития, содействию созданию
новых рабочих мест, развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса от 04.09.2009 и соглашение о замене взыскателя от 07.05.2010 (том 1, л.д. 168 - 172).

Соглашение на выполнение мероприятий по реализации программ местного развития, содействию созданию новых рабочих мест, развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса от 04.09.2009 предусматривает выделение Администрацией муниципального образования Веневский район Веневскому фонду поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития на безвозмездной и невозвратной основе денежных средств, поступающих Администрации муниципального образования Веневский район от следующих исполнителей проектов по созданию новых рабочих мест: закрытого акционерного общества “Веневский маслозавод“, ОАО “Веневское ХПП“, открытого акционерного общества “Веневсельхозхимия“, сельскохозяйственного производственного кооператива “Хрусловка“, муниципального унитарного предприятия “ВОН“, общества с ограниченной ответственностью “Веневская промышленная компания“, сельскохозяйственного производственного кооператива “КОЛОС“, закрытого акционерного общества “Тульская Нива“, общества с ограниченной ответственностью “Русский Топливный брикет“, общества с ограниченной ответственностью “РС-Венев“, открытого акционерного общества “Веневский сметано-творожный завод“, открытого акционерного общества “Веневское автотранспортное предприятие“.

Веневскому фонду поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития, в частности, выделены денежные средства по:

- договору N 159-С-М-МЭ-18-10 об использовании средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных на финансирование программ местного развития от 08.04.2003;

- дополнительному соглашению N 1 к договору N 159-С-М-МЭ-18-10 от 08.04.2003 об использовании средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных на финансирование программ местного развития от 25.12.2005;

- дополнительному соглашению N 2 к договору N 159-С-М-МЭ-18-10 от 08.04.2003 об использовании средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных на финансирование программ местного развития и от 11.10.2006 (том 1, л.д. 168 - 171).

Требования о взыскании задолженности по указанным договорам являлись предметом мирового соглашения, утвержденного Арбитражным
судом Тульской области определением от 09.11.2009 по делу N А68-8754/09 (том 1, л.д. 159 - 161, 167).

Поэтому довод заявителя апелляционной жалобы о том, что соглашение о замене взыскателя не соответствует нормам глав 24 и 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 69, пункту 3 статьи 100, статье 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку происходит отчуждение целевых денежных средств из местного бюджета, суд апелляционной инстанции считает необоснованным.

Администрацией муниципального образования Веневский район во исполнение соглашения от 04.09.2009 за подписью представителя Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития по доверенности от Администрации муниципального образования Веневский район в Арбитражный суд Тульской области 12.08.2009 было подано исковое заявление о взыскании выделенных денежных средств государственной поддержки по договору N 159-С-М-МЭ-18-10 от 08.04.2003, заключено мировое соглашение от 09.11.2009, утвержденное определением суда от 09.11.2009.

На всех заседаниях суда до утверждения мирового соглашения присутствовал представитель Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития по доверенности от Администрации муниципального образования Веневский район.

Суд апелляционной инстанции считает, что возврат реинвестируемых денежных средств Веневскому фонду поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития не противоречит режиму их целевого использования.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что должник не является лицом, которое вправе заявлять требования о признании недействительными соглашений об уступке права требования, что подтверждается практикой Федерального арбитражного суда Центрального округа (Ф10-4362/09, Ф10-4362/09(2) по делу N А68-1518/09-3380/09).

Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Таким образом, установив, что заявление Веневского фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития подано в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления о замене взыскателя - Администрации муниципального образования Веневский район на Веневский фонд поддержки малого и среднего предпринимательства и программ местного развития.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены определения Арбитражного суда Тульской области от 09 июня 2010 года и отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта.

Обстоятельствам дела, исследованным судом первой инстанции, и взаимоотношениям сторон дана правильная правовая квалификация.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

определение Арбитражного суда Тульской области от 09 июня 2010 года по делу N А68-8754/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Веневское хлебоприемное предприятие“, г. Венев Тульской области, - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий судья

Е.В.РЫЖОВА

Судьи

М.М.ДАЙНЕКО

М.В.ТОКАРЕВА