Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 по делу N А23-363/10Г-8-18 По делу о взыскании убытков в размере стоимости восстановительного ремонта железнодорожного пути в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды.
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 г. по делу N А23-363/10Г-8-18
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2871/10) общества с ограниченной ответственностью “Строймашполимер“
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 17.05.2010 по делу N А23-363/10Г-8-18 (судья Шатская О.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью “Строймашполимер“
к обществу с ограниченной ответственностью “Форбо Калуга“
о взыскании 6 099 173 руб. 77 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: общества с ограниченной ответственностью “Строймашполимер“ - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью “Форбо Калуга“ - Казакевич И.Н., паспорт, доверенность от 08.02.2010 N 2;
установил:
общество с ограниченной ответственностью “Строймашполимер“ (далее - ООО “Строймашполимер“, истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Форбо Калуга“ (далее - ООО “Форбо Калуга“, ответчик) о взыскании убытков в сумме 6 099 173 руб. 77 коп., составляющих стоимость восстановительного ремонта железнодорожного пути N 10 в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды железнодорожного пути от 01.09.2007 N 27.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 17.05.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО “Строймашполимер“ обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представители ООО “Строймашполимер“ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей ООО “Строймашполимер“ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителя “Форбо Калуга“, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.06.2003 (т. 1, л. 13) истцу на праве собственности принадлежат железнодорожные пути протяженностью 0,875 км, расположенные по адресу: Калужская область, Дзержинский район, п. Товарково, Промышленный микрорайон.
Из технического паспорта, изготовленного казенным предприятием Калужской области “Бюро технической инвентаризации“ по состоянию на 15.04.2003, усматривается, что в состав указанных железнодорожных путей входят рельсовый путь N 10 протяженностью 0,633 км и рельсовый путь N 17 протяженностью 0,242 км (т. 1, л. 121 - 129).
По договору аренды железнодорожного пути от 01.09.2007 N 27, заключенному между истцом (арендодателем) и ответчиком (арендатором), последнему во временное владение и пользование предоставлен железнодорожный путь N 10 протяженностью 626 м, находящийся по адресу: Калужская область, Дзержинский район, п. Товарково, Промышленный микрорайон (л.д. 8 - 11).
Пунктом 1.3 указанного договора предусмотрено, что арендодатель предоставляет арендатору железнодорожный путь в технически исправном состоянии.
В соответствии с пунктами 4.2.3, 4.2.4 и 4.2.5 арендатор принял на себя обязательства поддерживать чистоту и проводить регулярную уборку железнодорожного пути, обеспечивать его технически исправное состояние в ходе эксплуатации, производить все виды текущего ремонта своими силами и за свой счет.
По акту приема-передачи от 01.09.2007 истец передал ответчику арендованное имущество, а также оригинал технического паспорта железнодорожного пути N 10 и инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на указанном железнодорожном пути (т. 1, л. 12).
Дополнительным соглашением от 11.01.2008 стороны дополнили акт приема-передачи пунктом “d“, в котором указали, что стоимость железнодорожного пути N 10 на момент передачи составляет 2 504 000 руб. (т. 1, л. 14).
При возвращении арендованного имущества комиссией с участием представителей сторон 21.04.2009 составлен акт осмотра технического состояния железнодорожного пути N 10, из пункта 3 которого следует, что по состоянию на указанную дату выявлены следующие недостатки технического состояния железнодорожного пути: отсутствует железнодорожный упор; нарушена балластная призма упора; на 174 метрах пути шпалы покрыты земляным грунтом, зарослями; на песчано-гравийной смеси присутствуют заросли на всей длине пути; 182 шпалы на протяжении пути - гнилые; на 174 метрах пути определить состояние шпал не представляется возможным в связи с захламленностью пути строительным мусором, наличием кустарников и травяного покрова на путях; 50% стыковых креплений не полностью укомплектованы болтами и костылями. Комиссией также сделан вывод, что железнодорожный путь находится в состоянии, технически непригодном для его эксплуатации (т. 1, л. 48).
Принимавший участие в комиссии представитель ответчика - заместитель директора по общим вопросам, выразил согласие с выводами комиссии относительно того, что на 174 метрах пути шпалы покрыты земляным грунтом, зарослями и на песчано-гравийной смеси присутствуют заросли на всей длине пути.
Письмом от 29.07.2009 N 318 ответчик указал на очищение пути от зарослей и мусора, а в оставшейся части претензии истца признал необоснованными; возвратил истцу оригинал технического паспорта железнодорожного пути N 10 и инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на указанном железнодорожном пути (т. 1, л. 119 - 120).
По заказу истца лицензированной организацией было проведено обследование железнодорожного пути N 10 не общего пользования, по результатам которого составлены дефектная ведомость, сводная ведомость затрат и смета на ремонтные работы пути на сумму 6 099 173 рубля 07 коп. (т. 1, л. 49 - 59).
Полагая, что указанная сумма является убытками истца, возникшими вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по содержанию и эксплуатации переданного в аренду железнодорожного пути, ООО “Строймашполимер“ обратился в суд с настоящим иском.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований ООО “Строймашполимер“, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии со статьей 15 ГК РФ.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанной нормы в предмет доказывания по требованию о взыскании убытков входят факт наличия убытков и их размер, противоправность поведения нарушителя, причинно-следственная связь между противоправным поведением и причиненным ущербом.
Частью 3 статьи 393 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска.
Основаниями для удовлетворения требования о взыскании убытков является факт нарушения стороной обязательств по договору, наличие причинной связи между понесенными убытками и ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по договору, документально подтвержденный размер убытков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по договору аренды железнодорожного пути от 01.09.2007 N 27, заключенному между истцом (арендодателем) и ответчиком (арендатором), последнему во временное владение и пользование предоставлен железнодорожный путь N 10 протяженностью 626 м, находящийся по адресу: Калужская область, Дзержинский район, п. Товарково, Промышленный микрорайон (л.д. 8 - 11).
Пунктом 1.3. указанного договора предусмотрено, что арендодатель предоставляет арендатору железнодорожный путь в технически исправном состоянии.
В соответствии с пунктами 4.2.3, 4.2.4 и 4.2.5 арендатор принял на себя обязательства поддерживать чистоту и проводить регулярную уборку железнодорожного пути, обеспечивать его технически исправное состояние в ходе эксплуатации, производить все виды текущего ремонта своими силами и за свой счет.
По акту приема-передачи от 01.09.2007 истец передал ответчику арендованное имущество, а также оригинал технического паспорта железнодорожного пути N 10 и инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на указанном железнодорожном пути (т. 1, л. 12).
Дополнительным соглашением от 11.01.2008 стороны дополнили акт приема-передачи пунктом “d“, в котором указали, что стоимость железнодорожного пути N 10 на момент передачи - 2 504 000 руб. (т. 1, л. 14).
При возвращении арендованного имущества комиссией с участием представителей сторон 21.04.2009 составлен акт осмотра технического состояния железнодорожного пути N 10, из пункта 3 которого следует, что по состоянию на указанную дату выявлены следующие недостатки технического состояния железнодорожного пути: отсутствует железнодорожный упор; нарушена балластная призма упора; на 174 метрах пути шпалы покрыты земляным грунтом, зарослями; на песчано-гравийной смеси присутствуют заросли на всей длине пути; 182 шпалы на протяжении пути - гнилые; на 174 метрах пути определить состояние шпал не представляется возможным в связи с захламленностью пути строительным мусором, наличием кустарников и травяного покрова на путях; 50% стыковых креплений не полностью укомплектованы болтами и костылями. Комиссией также сделан вывод, что железнодорожный путь находится в состоянии, технически непригодном для его эксплуатации (т. 1, л. 48).
Принимавший участие в комиссии представитель ответчика - заместитель директора по общим вопросам, выразил согласие с выводами комиссии относительно того, что на 174 метрах пути шпалы покрыты земляным грунтом, зарослями и на песчано-гравийной смеси присутствуют заросли на всей длине пути.
Между тем истцом не представлено доказательств того, что указанные в названном акте недостатки возникли в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору, а также доказательства того, что в результате ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по поддержанию чистоты и проведению регулярной уборки железнодорожного пути, обеспечению его технически исправного состояния в ходе эксплуатации и производстве всех видов текущего ремонта своими силами и за свой счет, арендованный железнодорожный путь пришел в состояние, не позволяющее его нормальную эксплуатацию, и требующее проведение ремонтных работ на сумму, в несколько раз превышающую стоимость пути, указанную в дополнительном соглашении от 11.01.2008.
Не представлено истцом также объективных относимых и допустимых доказательств необходимости проведения работ, указанных в дефектной ведомости, сводной ведомости затрат и смете, для устранения недостатков пути, указанных в акте осмотра технического состояния данного пути от 21.04.2009.
При этом суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованными возражения ответчика относительно необоснованного предъявления истцом к возмещению стоимости работ по укладке фактически нового железнодорожного пути с заменой балласта на щебеночный и гранитный вместо имевшей место песчано-гравийной смеси, а также необходимости укладки новых шпал на всем протяжении пути.
Таким образом, факт соответствия передаваемого в аренду 01.09.2007 железнодорожного пути N 10 протяженностью 626 м техническим характеристикам данного пути, изложенным в техническом паспорте, составленном по состоянию на ноябрь 2005 года, является недоказанным (т. 1, л. 16 - 30).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал ООО “Строймашполимер“ в удовлетворении исковых требований.
Довод жалобы о том, что железнодорожный путь передан в аренду ответчику в технически исправном состоянии, которое соответствует характеристикам, изложенным в техническом паспорте, составленном по состоянию на ноябрь 2005 года, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В обоснование указанного апеллянт ссылается на то, что при подписании акта приема-передачи железнодорожного пути в аренду у ООО “Форбо Калуга“ не имелось возвращений и замечаний.
Между тем в акте приема-передачи от 01.09.2007 не содержалось отметок о техническом состоянии передаваемого в аренду имущества, соответствующего характеристикам, изложенным в техническом паспорте, составленном по состоянию на ноябрь 2005 года.
Ссылка подателя жалобы на то, что ответчиком не проводилось текущее техническое содержание пути, в связи с чем у истца возникла необходимость ремонтных работ на сумму 6 099 173 рубля 07 коп., является несостоятельной.
Так, указанный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Кроме того, как отмечалось ранее, истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказана совокупность всех условий, необходимых для взыскания убытков, а именно факт наличия убытков и их размер, противоправность поведения нарушителя, причинно-следственная связь между противоправным поведением и причиненным ущербом.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК России, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 17.05.2010 по делу N А23-363/10Г-8-18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА