Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 по делу N А09-10089/2009 По делу о признании незаконными действий должностных лиц уполномоченного органа по проведению проверки деятельности общества.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2010 г. по делу N А09-10089/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-636/2010) общества с ограниченной ответственностью “Бежицкие маршрутные такси“

на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2009

по делу N А09-10089/2009 (судья Пулькис Т.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Бежицкие маршрутные такси“

к Управлению внутренних дел Брянской области

об оспаривании действий,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью “Бежицкие
маршрутные такси“ - Ивашин Ю.Н., доверенность от 20.09.2009;

от ответчика: Управления внутренних дел Брянской области - Менделев А.И., старший инспектор, доверенность от 12.01.2010 N 4/46,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Бежицкие маршрутные такси“ (далее - ООО “Бежицкие маршрутные такси“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к Управлению внутренних дел Брянской области (далее - УВД Брянской области, Управление) с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства при УВД Брянской области (далее - ЦБПСПР и ИАЗ при УВД Брянской области) по проведению проверки деятельности Общества (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителей Общества и Управления обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом, 20.08.2009 в адрес УВД Брянской области поступило заявление Павликовой О.И., в котором указывалось на незаконное осуществление пассажирских перевозок ООО “Бежицкие маршрутные такси“ и на осуществление незаконной деятельности по оказанию медицинских услуг (без наличия лицензии) водителям маршрутных такси (предрейсового осмотра), осуществляемой по адресу: г. Брянск, бул. Щорса, д. 2-а (л.д. 46).

С целью проверки фактов, содержащихся в указанном заявлении, сотрудниками ЦБПСПР и ИАЗ при УВД Брянской области 27.08.2009 проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что по адресу: г.
Брянск, бул. Щорса, около дома N 2-а в помещении контрольно-диспетчерского пункта осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность, выразившаяся в оказании платных услуг по прохождению медицинского предрейсового осмотра водителей маршрутных такси без разрешительных документов - лицензии на оказание медицинских услуг, договора аренды помещения, трудового договора с медицинским работником. Кроме того, установлено отсутствие контрольно-кассовой техники.

Указанные нарушения зафиксированы в рапорте от 27.08.2009 (л.д. 64).

29.08.2009 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 53).

Инспектором ОБППР и ИАЗ 09.09.2009 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Алейник Е.В. (л.д. 59).

На основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в отношении Алейник Е.В. переданы мировому судье судебного участка N 10 Володарского района г. Брянска (л.д. 51).

Полагая, что действия сотрудников ЦБПСПР и ИАЗ при УВД Брянской области по проведению проверки деятельности Общества являются незаконными, ООО “Бежицкие маршрутные такси“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 N 929 “О подразделениях милиции общественной безопасности“ ЦБПСПР и ИАЗ при УВД Брянской области входит в структуру милиции общественной безопасности, права и обязанности которой регулируются Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“ (далее - Закон о милиции).

Основными задачами милиции общественной безопасности, в силу ст. 9 Закона о милиции, являются, в частности, обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Милиция общественной безопасности является органом дознания.

Статьей 10 Закона о милиции установлено, что милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:

- предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

- принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

- осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях.

Для выполнения возложенных на милицию обязанностей последней предоставлено право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции; удалять граждан с места совершения правонарушения; проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления либо имеется повод к возбуждению в их отношении дела об административном правонарушении; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы
и копии с них (ст. 11 Закона о милиции).

На основании Приказа МВД РФ от 02.06.2005 N 444 инспектор Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При этом Кодексом не предусмотрено оформление какого-либо распорядительного документа для проведения проверки и предъявление такого документа лицу, в отношении которого проводится проверка в рамках Закона о милиции и КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях считаются возбужденными с момента составления протокола (часть 4 статьи 28.1 КоАП РФ).

В силу пункта 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможность проверки органами внутренних дел наличия лицензии на занятие определенной деятельностью либо определенных действий вменена сотрудникам правоохранительных органов.

Милиции предоставлено право проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 Закона о милиции).

При этом в иных случаях, проверяя в пределах своей компетенции наличие разрешений (лицензий), а также осуществляя контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, при выявлении нарушений милиция обязана принять меры к пресечению выявленных нарушений.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об
административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), в том числе предусмотренные статьей 14.1 КоАП РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.08.2009 в адрес УВД Брянской области поступило заявление Павликовой О.И., в котором указывалось на незаконное осуществление пассажирских перевозок ООО “Бежицкие маршрутные такси“ и на осуществление незаконной деятельности по оказанию медицинских услуг (без наличия лицензии) водителям маршрутных такси (предрейсового осмотра), осуществляемой по адресу: г. Брянск, бул. Щорса, д. 2-а (л.д. 46).

С целью проверки фактов, содержащихся в указанном заявлении, сотрудниками ЦБПСПР и ИАЗ при УВД Брянской области 27.08.2009 проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что по адресу: г. Брянск, бул. Щорса, около дома N 2-а в помещении контрольно-диспетчерского пункта осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность, выразившаяся в оказании платных услуг по прохождению медицинского предрейсового осмотра водителей маршрутных такси без разрешительных документов - лицензии на оказание медицинских услуг, договора аренды помещения, трудового договора с медицинским работником. Кроме того, установлено отсутствие контрольно-кассовой техники.

Указанные нарушения зафиксированы в рапорте от 27.08.2009 (л.д. 64).

29.08.2009 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 53).

Инспектором ОБППР и ИАЗ 09.09.2009 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Алейник Е.В. (л.д. 59).

На основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в отношении Алейник Е.В. переданы мировому судье судебного участка N 10 Володарского района г. Брянска (л.д. 51).

Постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Володарского района г. Брянска от 12.10.2009 по делу N 5-1599/09
производство по делу в отношении Алейник Е.В. прекращено (л.д. 49).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически сотрудниками УВД осуществлялась проверка фактов, изложенных в заявлении Павликовой О.И., а не проверка предпринимательской деятельности Общества.

Непосредственно проверка деятельности Общества не проводилась. При этом действиями сотрудников ЦБПСПР и ИАЗ при УВД Брянской области права и законные интересы Общества не нарушены. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что сотрудники УВД действовали в соответствии с компетенцией милиции общественной безопасности, регламентированной положениями Закона о милиции и КоАП РФ.

Не может быть принят во внимание довод жалобы о нарушении сотрудниками УВД требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ (далее - Закон N 294-ФЗ), исходя из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

При этом нормы вышеуказанного Закона не применяются к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания и предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, налогового контроля (п. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).

Ссылка подателя жалобы на постановление администрации Брянской области от 09.11.2008 N 1132 является несостоятельной, поскольку деятельность сотрудников ЦБПСПР и ИАЗ при УВД Брянской области регламентируется не указанным постановлением, а Законом о милиции.

Остальные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к
иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК России безусловную отмену судебного акта, не выявлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 23.12.2009 по делу N А09-10089/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

В.Н.СТАХАНОВА

Судьи

А.Г.ДОРОШКОВА

Г.Д.ИГНАШИНА